Конституция и ваххабизм

В нашей стране слово лидера имеет колоссальное значение. На днях Путин назвал ваххабизм нормальным явлением, в связи с чем лица, придерживающиеся ваххабитской идеологии, возможно, могут активизировать свою «деятельность» на территории республики.
Обратим внимание на то, что эти слова Путин сказал за пределами России, то есть они были обращены, в первую очередь, к международному сообществу. Если ваххабизм является официальной идеологией Саудовской Аравии, то лидеру России никак нельзя на международном уровне называть эту идеологию опасной, экстремистской и т.д. Для Саудовской Аравии ваххабизм — нормальное явление. Возникает вопрос: если ваххабизм — нормальное явление для Саудовской Аравии, то как ваххабизм может оказаться ненормальным на территории России?
Попробую объяснить. Россия — светское государство. В России не только ваххабизм, но даже ислам в целом не имеет отношения к отправлению государственной власти. Отделены от государства и остальные религии. Чего хотят ваххабисты? Сущий «пустяк». Ваххабисты хотят жить по шариату, притом они претендуют на «шариат» седьмого века, так называемый чистый ислам. Можно ли сегодня жить по законам шариата? Можно. Совсем неплохо живут люди в Саудовской Аравии. Там нефть, и у нас нефть. Давайте введем шариат, и будем жить как саудиты. Только одна проблема: нет у нас столько арабов. Вокруг нас 160 разных народов. Кому принадлежит Россия? Русским? Нет. Кавказцам? Нет. Чукчам? Нет и еще раз нет. Россия принадлежит россиянам, Россия принадлежит всем народам, населяющим нашу страну. Любая нация, которая сделает попытку «присвоить» Россию, наткнется на яростное сопротивление всех остальных народов. Россия — наш общий дом. И жить мы должны по общим законам всех народов России — Конституции РФ, а не по правилам ваххабизма.
Эта часть рассуждений понятна всем. Дальше возникает более сложный вопрос. Давайте введем шариат в отдельной республике. Давайте построим в Дагестане исламскую республику. Чечня сделала попытку. Чеченцам это не удалось. В Дагестане более 30 народностей. У нас многоконфессиональная республика. Какой шариат у нас получится? Как ни крути, нам придется жить по законам светского государства. А как же религия? Полная свобода. Для развития религии созданы все необходимые условия. Почему тогда запрещают ваххабизм? Вот здесь нам нужно отделить, с одной стороны, ваххабизм, как чисто религиозную практику, и ваххабизм как политическое течение, претендующее на организацию общественной жизни по законам шариата, а также строительство государства по законам ислама. Вот здесь мы говорим: религия отделена от государства. Ваххабиты говорят, что в исламе религиозная и светская жизнь неразрывны, соответственно, светская жизнь должна быть устроена по канонам ислама. Поэтому предлагается насильственное изменение основ конституционного строя (конечная цель).
В чем принципиальная разница в подходах ваххабистов и приверженцев традиционного ислама к роли религии в современном мире. Ваххабисты говорят, что нужно переделать мир, чтобы он соответствовал нормам шариата (вроде Бог ошибся при выборе формы общественного устройства). Традиционный ислам говорит о том, что Всевышний этот мир устроил настолько мудро, что где бы ни оказался человек, куда бы ни забросила его судьба, ему везде «созданы» условия, чтобы он соблюдал нормы шариата. Советский Союз был атеистическим государством. В СССР «не было» Бога. Разве не было в СССР людей, которые жили по нормам шариата? Еще как были. Их могли посадить. Некоторых сажали. Кто сказал, что соблюдение шариата — легкое дело? Даже в тюрьмах наши предки соблюдали нормы шариата.
Какие проблемы с соблюдением норм шариата в современной России? Все разрешено. Мы хотим жить в исламской республике. Нет же никаких проблем. Конституция РФ гарантирует свободу передвижения. «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (статья 27 КРФ). Я не хочу никуда ехать. Какие проблемы? Живи в России. «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству» (статья 61 КРФ). Я хочу жить в России, но меня не устраивает конституционный строй России. Тогда уезжай. Не уеду. Хочу жить в России. Тогда живи по законам России.
Когда в руках у людей (не наделенных соответствующими полномочиями) оказывается оружие, должен действовать Уголовный кодекс РФ. Оружие находится в ведении федеральных органов государственной власти, а не религиозных организаций. Зная проблему ваххабизма что называется изнутри, мы полагаем, что это довольно сложное религиозное течение, в котором существует достаточно большая вероятность сползания неподготовленного человека на рельсы экстремизма. Если человек встал на путь экстремизма, то от него сложно ожидать «правильного» понимания норм шариата. Такой человек уже находится в психологической и интеллектуальной ловушке. Он уже неадекватен. Он уже противопоставил себя существующему миропорядку. Самое страшное, что делает это он ради Аллаха и во имя Аллаха. Ради Аллаха такие люди спокойно отдают свою жизнь (обычно она довольно тяжелая), ибо им «даруется» вечное блаженство в раю. Это элементарное зомбирование. Это чистая политика. Религией практически на ощупь интересуется (и то не всегда) несчастный человек, который благодаря ваххабизму скатился на рельсы экстремизма. Абсолютно безразличен к Богу человек, который «во имя Бога» призывает свергнуть действующую власть, а сам остается за кулисами, ибо «вор в законе не ворует».
«В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, религиозного или языкового превосходства» (статья 29 КРФ). «Единственным источником власти в Российской федерации является ее многонациональный народ» (статья 3 КРФ). Можно считать, что источником власти является Бог, но все дело в том, что после Мухаммада(с) не будет пророка. Не будет больше человека (до появления Махди), которого Бог «выберет» для наделения властью над людьми. Этот вопрос должен решать народ и только народ. Поэтому народ объявлен единственным источником власти. Народ России, а не кучка экстремистов. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (статья 3 КРФ). Так решил наш народ на референдуме 12 декабря 1993 года.
Автор настоящей статьи принимал непосредственное участие в разработке закона РД «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» Этот закон носит больше политический характер, нежели юридический. Я тогда говорил и сейчас повторяю: с ваххабизмом не нужно бороться. Проблема в том, что не работает Уголовный кодекс РФ, бездействуют правоохранительные органы. Какая разница, является человек приверженцем ваххабизма или нет, если его поймали с оружием в руках. Посадите его по соответствующей статье Уголовного кодекса РФ, посадите на меньший срок с допущением, что он не ваххабит. Он нормальный человек, никакой не ваххабист, но поймали его с оружием. Если кто-то скажет, что он ваххабист и будет убивать людей во имя Аллаха, то посадите его также за незаконное ношение оружия без ссылки на то, что он это делал во имя Аллаха. Органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы в нашей стране, руководствуются Конституцией РФ, а не шариатом. Зачем работникам правоохранительных органов лезть в дебри шариата, когда некоторые из них толком законодательство Российской Федерации не знают.
«В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (статья 13 КРФ). Раз уж мы заговорили о шариате, то скажем, что изложенное категорически противоречит шариату. Вы попробуйте сунуться со своей идеологией (даже в форме религиозного течения, отличного от ваххабизма) в Саудовскую Аравию. Только запомните для начала, что Саудовская Аравия — абсолютная монархия и единственная страна в мире, где до сих пор применяется обезглавливание. Там не просто вешают, там отрубают голову для полной уверенности и во избежание воскрешения из мертвых. Там одно и то же два раза не обсуждают.
Статья Конституции РФ имеет высшую юридическую силу, нравится нам это или не нравится. Шариатские нормы тоже не всем нравятся, но это никого не волнует. Закон суров, но он закон. Конституцию РФ нужно соблюдать, иначе бардак в стране неизбежен.
«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (статья 28 КРФ). Ваххабизм — это нормальное явление? Нормальное, если речь идет о религии. Опасное, если речь идет о политике.
Пусть на меня не обижаются верующие, но мне кажется, что вокруг ислама в республике слишком много шума. Мечетей становится больше, а нравственность (сердцевина религиозности) падает. Мы увлеклись формой, передвинув содержание на второй план. Религия слишком политизирована.
Если бы выходом из состава России и введением шариата решались бы все проблемы народов Дагестана, неужели вы думаете, что не нашелся бы в руководстве Дагестана человек, который не меньше ваххабита любит Дагестан, любит свой народ. Ограниченные знания толкают людей на авантюрные решения. Если бы Дудаев хотя бы на уровне религиоведения знал бы ислам, он никогда не пошел бы против России. Почему именно муфтий Чечни Ахмад Кадыров понял это? Ответ прост: Кадыров знал ислам лучше Дудаева. Имам Шамиль что ли не знал шариат, когда нам завещал жить в вечной дружбе с Россией?
Вопрос насилия — один из самых сложных вопросов в исламе. Человек не должен мириться с насилием над собой, человек не должен мириться с диктатором. С этим связан вопрос джихада. За воровство в Саудовской Аравии отрубают руку. У нас сажают на казенные харчи, и то не всех. Где насилие? Слишком много свободы нам дали, а свобода — штука опасная, от нее очень часто голова кружится. Когда коммунисты «давили», боялись на кладбище руки из кармана вытаскивать, требовали свержения советской власти. Россия дала полную свободу религии, сразу захотелось политикой заняться. Нам запрещали «смотреть» в сторону Мекки, как только разрешили, нам почему — то понадобилось на Москву «посмотреть». Кильба в Мекке, а не в Москве. В Москве — Президент России и Конституция России. От Москвы можно требовать только то, что гарантировано Конституцией России. Проблем в стране много, средств на все сразу не хватает. Есть проблемы у ваххабитов, есть проблемы у остальных верующих, есть проблемы у атеистов. Нужда и голод принадлежности к религии не спрашивают.
Многое в стране не устраивает не только ваххабистов. Меня лично не устраивает, что одни от жиру бесятся, а другие нищенствуют в богатейшей ресурсами стране мира. Меня не устраивает, что недрами владеет какая-то кучка людей. Меня не устраивает, что ни один серьезный вопрос без взятки не решается. Это многих не устраивает. Вся беда в том, что мусульмане есть и среди тех, кто от жиру бесится, и среди тех, кто недрами владеет, и среди тех, кто взятки берет. Ничего не помогает: ни шариат, ни Конституция. Проблемы России — это наши общие проблемы. От развала СССР пострадали 25 миллионов русских, которые не по своей воле оказались за пределами России. Мы не знаем, что такое развал страны, ибо жили в РСФСР, который стал Россией. Дайте нам самостоятельно жить. Ради Бога, живите. Кто нам запрещает работать так, чтобы доказать Москве, что можем самостоятельно жить. Нам лишь бы воровать. Свое, чужое — разницы нет. Вот такой у нас шариат. Помните байку о том, как в селе создали колхоз, а в обкоме попросили направить колхозников. Нам бы халифат, только вот мусульман у нас маловато.
«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (статья 21 КРФ). Какой ваххабит нашел в этой статье основание для джихада против России? Где насилие? Если есть частные случаи злоупотребления, то сначала убедитесь, что среди этих «негодяев» есть в том числе и лица кавказской национальности, которые «числятся» мусульманами. Тогда вы поймете, что проблема не в России, проблема в нас самих.
Мы законом РД запретили ваххабитскую и иную экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан. Мы заранее сказали, что ваххабизм — это экстремистская деятельность. Мы говорим о ваххабизме как о политическом явлении. Нас не должен интересовать ваххабизм как чисто религиозная практика. Если мы «вынуждены» интересоваться ваххабизмом больше, чем тарикатскими направлениями в исламе (накшбанди, шазалия, кадырия и др.), то это вопрос из чисто религиозного вырастает в политический. Вот этот «политический» ваххабизм нужно запрещать. Запрещать в рамках Уголовного кодекса РФ (ношение оружия, разжигание религиозной ненависти, вражды и т.д.).
Духовное управление не совсем правильно поступает, когда перекладывает решение чисто религиозных проблем на правоохранительные органы. Мы не можем и не должны без конца уничтожать своих сыновей за их религиозные заблуждения. Это не решение проблемы. Нужна разъяснительная работа. Нужен, диалог, каким бы трудным и сложным он ни оказался. В теории ваххабизма есть что обсуждать на интеллектуальном уровне. Это опасная теория, но далеко не глупая. Если мы признаем, что ваххабита невозможно переубедить, значит, мы признаем правоту этой идеологии. Мы ведь запретили ваххабизм лишь потому, что глубоко убеждены, что эта идеология не подходит для нас. Она опасна, в первую очередь, для нас, для дагестанцев. Не может быть верной идеология, которая представляет опасность для всего общества, какой бы «умной и привлекательной» она ни казалась.
В нашей республике адаты играли и продолжают играть особую роль. Ни шариат, ни марксизм, ни демократия не могут «искоренить» наши адаты. Мы — свободолюбивый народ с очень развитыми институтами общественного самоуправления. У нас на каждого «правителя» всегда находился свой Хочбар. Нам традиционно сложно подчиняться общему порядку. Это было в свое время предметом нашей национальной гордости, сегодня это становится серьезным препятствием интеграции Дагестана в мировое сообщество.
Соблюдение шариата — дело непростое. Мы не всегда соблюдаем даже «мягкое» законодательство Российской Федерации. Давайте соблюдать шариат: не пить, не воровать, взяток не брать, проституцией не заниматься, налоги не скрывать и т.д. Москва что ли против этого?
Если кому-то кажется, что во всем виноваты чиновники, то это результат поверхностного анализа. Что изменится, если во главе республики станет человек в тюбетейке? Мы станем лучше и больше будем работать? Во имя чего? Какие дополнительные права этот человек может нам дать? Нет же никаких запретов для религии. Может, человек в тюбетейке больше разбирается в хитросплетениях мировой экономики? Вроде бы нет.
Может, нас нужно силой заставить жить по шариату? Откуда возьмется эта сила? Посмотрите, сколько у нас людей «под ружьем», а порядка нет, не можем обеспечить исполнение Уголовного кодекса РФ. Сегодня не всегда удается посадить представителя влиятельного тухума, к примеру, за воровство. Завтра кто собирается отрубать ему руку на площади? Что вы собираетесь сделать с этим тухумом, если вы уверены, что весь тухум соберется на площади и со слезами на глазах будет с жалостью смотреть, как «мужественные» ваххабиты отрубают руку их представителю за воровство? Фильмов о средневековье что ли насмотрелись? Не отрубите вы руку вору, ребята. Арабы привыкли так жить. Мы отвыкли. Дважды в одну и ту же реку не входят. Ушла наша река с отрубленными руками. Наше дело — не воровать. Судить должны правители. И спрашивать за судейство будут с них, а не с рядовых граждан. У каждого своя ответственность. Это тоже шариат.
В Российском законодательстве практически отсутствуют нормы (касательно деятельности человека, а не государственного устройства), которые принципиально противоречат шариату. Единственное, что приходит на ум, это запрет многоженства. Даже здесь выход предусмотрен: установление отцовства, усыновление, нет запрета на заключение религиозного брака и т.д. Боюсь, что какой-нибудь «знаток ислама» сейчас начнет срочно проводить сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и норм шариата. Очень полезное занятие. Только не спорьте с моим выводом. Аргументы? Неужели у кого-то повернется язык сказать, что в Дагестане нет ни одного человека, который живет по шариату? Получили ответ? То-то и оно. Есть масса людей даже среди чиновников, которые соблюдают нормы шариата, не говоря уже о духовенстве. Все эти люди живут в Дагестане и соблюдают как законодательство Российской Федерации, так и нормы шариата.
Существует легенда о том, что халиф Омар якобы приказал сжечь Александрийскую библиотеку: «Если в них, дескать, повторяется сказанное в Коране, то книги бесполезны, а если они противоречат Корану, то вредны».
Непонятно, на какую книгу при поджоге библиотеки ссылался Цезарь, и что стало причиной поджога для христианских фанатиков. Но легенда сработала и сделала свое дело. Некоторые люди подумали, что достаточно прижать к груди Коран, и все знания мира вмиг окажутся у них в голове. Не знаю, что там на самом деле сказал халиф Омар. Если даже халиф Омар сказал это, то не могу с ним согласиться. Нужно было не сжигать Александрийскую библиотеку, а, наоборот, нужно было запрещать трогать Коран в целях извлечения знаний (разрешая только для ритуальных целей), пока всякий желающий заниматься толкованием Корана, не прочтет все книги Александрийской библиотеки. У нас толкованием коранических аятов о джихаде занимаются люди, которые, подобно нашему пророку, читать и писать не умеют. Давайте не будем брать на себя миссию пророков. В Земле спрятаны все металлы мира, но это не значит, что они находятся в твоем огороде.
Мы живем в одной республике. У нас достаточно много проблем, над решением которых нам всем вместе предстоит долго работать. Из-за чьих-то шкурных интересов мы на ровном месте создали себе такую проблему, из-за которой у нас руки не доходят до решения более важных проблем. Один дагестанец убивает другого дагестанца. Что мы этим решаем? Чего мы добиваемся? Если нас так много, давайте сократим рождаемость. Для чего мучаем своих матерей? Возрождение и процветание Дагестана зависит только от нас. За пределами Дагестана еще есть силы, мечтающие о нашем разрушении.
Дагестан — один на всех. У нас нет отдельного Дагестана для работников правоохранительных органов. У нас нет отдельного Дагестана для ваххабистов. В мире не существует государства без правоохранительных органов, а без ваххабитов государство спокойно может существовать. В наших руках превратить свою жизнь в невыносимый ад для себя и окружающих, вынуждая государство истреблять тех, кто с оружием в руках сопротивляется воле большинства. В наших руках превратить Дагестан в райский уголок, приучая себя ежедневно делать что-то полезное для общества. Выбор за нами. Да поможет нам Всевышний делать правильный выбор!
Статьи из «Общество»
Духовный смысл Курбан-байрама

История одного села: Кубачи

Любовная травма

Особый склад характера

Памяти защитников Ленинграда

Родом из Куруша
