Контрастное сочетание
Дамы знают: правильно подобранные украшения способны подчеркнуть женскую красоту. В то время как одни делают ставку на инновационность, другие отдают дань традициям. Дизайнер ювелирных украшений из каучука Эльмира Абдурахманова (на снимке) передает красоту мира в линиях, формах и изгибах.
Да, именно так, хотя ювелирный каучук и может показаться чем-то из области фантастики. А между тем в бижутерии и ювелирном деле это тренд последних лет, признак хорошего вкуса.
Надо отдать должное ювелирам – контрастное сочетание мягкого и тёплого каучука с твёрдыми и холодными сплавами металлов завораживает. После проверки на качество ювелирный каучук получил заслуженное признание во всём мире.
– Каучук в бижутерии выбирают смелые, дерзкие, экстравагантные, темпераментные, иду-
щие в ногу со временем представительницы прекрасной половины человечества, – считает Эльмира Абдурахманова. – Благодаря особым свойствам каучука изделие, созданное из него, в любом стиле смотрится выигрышно. Да и особого ухода не требует, достаточно протереть влажной салфеткой и соблюдать элементарные правила по уходу за украшениями.
С разбитого стенда…
А как всё начиналось? Как и многие истории – по воле случая. Она более 35 лет живет в Санкт-Петербурге. Выпускница химико-биологического факультета Дагпединститута, Эльмира Абдурахманова год проработала в родном селе в Цунтинском районе, а потом вместе с супругом Абусупьяном Мухтаровичем переехала в Северную столицу. За эти годы сменила много профессий – от воспитателя морского технического училища до менеджера крупной зарубежной компании.
Однажды знакомая предложила открыть торговую точку, как раз небольшое помещение сдавалось вблизи дома, и она согласилась. Петербуржцы могли найти здесь всё – от бижутерии до канцелярских принадлежностей.
– В один из дней стенд, на котором были вывешены изделия из натуральных камней, не выдержав нагрузки, рухнул, – вспоминает Эльмира Абдурахманова. – Расстроилась, но что поделаешь – собрала скол, убрала в ящик и надолго бы забыла о нем, если бы не случай в магазине авторской бижутерии. Подруга Таня, ахнувшая от баснословных цен на украшения, с укором сказала, что я не хуже их могла бы сделать. К тому времени у меня был небольшой опыт – в свободное от работы время собирала небольшие композиции. Слова подруги плотно засели в голове. В тот же день для меня провели мини-мастер-класс. Сейчас благодарна приятельнице, которая раскрыла мне глаза, и той милой девушке, любезно согласившейся научить меня.
Шло время. На одной из выставок, организованной в выставочном центре при Союзе художников в Санкт-Петербурге, у Абдурахмановой промелькнула мысль: может, пора представить свои работы? Уже через полгода мечта осуществилась.
– Мне советовали взять за основу серые, темные тона, работать в стиле минимализма, предпочитаемом петербуржцами, – продолжает разговор Эльмира Абдурахманова. – Были сомнения: а в правильном ли направлении я двигаюсь? Восточный колорит, остро чувствовавшийся в моих работах, мог быть не принят и не оценен по достоинству. Сомнения улетучились, когда люди рассматривали и часами не отходили от украшений. На последующих выставках я заметила, что мои работы повторяются у других мастеров. Было желание высказать недовольство, но, с другой стороны, такое поведение коллег подстегнуло на выработку авторского стиля. Подражают – значит нравится и надо находить более оригинальные решения.
Она участвовала в различных выставках, таких как «Авторские штучки», «АРТ-подарок», «Крафт базар», «Сокровища Петербурга», «Мир камня», «Созвездие мастеров» и многих других. Пандемия сказалась и на ее работе – ярмарки не проводились. Но их отсутствие дало возможность развиваться, глубже изучать искусство.
Камни путешествуют
Эльмира Абдурахманова любит путешествовать. Для жизни она выбрала бы Мальту или Испанию, для духовного обогащения – Францию с огромным количеством музеев и удивительной атмосферой, а в сердце – родной Дагестан.
– Кардинально изменилось мое мнение о Китае, – говорит мастерица. – Страна поразила своей масштабностью, людей не так много, как я себе представляла. Многие из них вели здоровый образ жизни – с раннего утра выходили на улицы и занимались спортом, собирались в парках, танцевали, медитировали…
Так из города в город, из страны в страну украшения путешествуют с их создателем. Камни проектируют энергетику, наполняются и насыщаются силой и теплом.
– Посетив музей Пикассо в Испании, сходила в дом, который строил архитектор Гауди, затем ноги привели меня в магазин фурнитуры. На языке жестов, не зная ни английского, ни испанского, в двух магазинах приобрела каучук разных диаметров, – вспоминает ювелир. – В тот же день познакомилась с русской девушкой Юлией, проживающей в Барселоне. Мы продолжаем с ней общаться, Юлия отправляет мне материал для работы. Да и я с каждой поездки привожу детали и камни для будущих коллекций.
Узоры рождаются сами
Мастерица не работает по зарисовкам, дизайн складывается на ходу. Важна внутренняя гармония, минералы передают энергетику, и в состоянии душевного подъема они звучат по-другому. Вдохновение черпает из окружающих ее вещей. Например, замеченная в метро деталь или линия, завораживают зимние узоры на стеклах. Конечно, такой нежности каучук не может передать, но изделие получается эффектным.
– В своей работе использую только натуральные камни. Чем крупнее минералы, тем круче получаются произведения, – уверена Э. Абдурахманова. – Украшения из каучука – это элегантно, стильно, изящно, оригинально, современно, они придают чувство защищенности и уверенности, дарят хорошее настроение. Душевные изделия чувствуются на расстоянии.
Цветовая гамма, в которой работает автор, – красный, белый и черный. Коллекцию из каучука Эльмира Абдурахманова назвала «Геометрия любви», в ней есть что-то от ажурных элементов знаменитых решёток, украшающих дворцовые сады Санкт-Петербурга. Мастер воплощает в своих работах мир линий, форм и пропорций. Здесь вся красота геометрии, влекущая многих поэтов и художников, передаваемая в их творениях. Каждое украшение из коллекций «Мятные истории», «Инь-Ян», «Весенняя рапсодия» отличается уникальным стилем и подходом к работе. Искусство, как говорят мудрецы, вне времени, и человек, обладающий эстетическим вкусом, всегда по праву оценит работу мастера.