Коран, Библия, Тора
Даже при взгляде на священные писания на душе сразу светлеет, становится спокойнее, будто что-то неведомое и потаённое коснулось твоего сердца крылом гармонии. И тянет заглянуть в эту тайну, просыпается жажда духовной истины. На это и рассчитаны вечные книги. Об их огромном влиянии на духовное развитие народов подробно рассказывают сотрудники исторического парка «Россия – моя история», в одном из залов которого представлены и Коран, и Библия, и Тора. Посетители с интересом слушают историю появления и распространения религий в Дагестане.
Дагестан, как и весь Кавказ, находится на одном из самых оживленных перекрестков Евразии. С древнейших времен здесь складывалась самобытная цивилизация с культурными наслоениями тюркского, иранского, славянского, еврейского, греческого миров. Народы Дагестана входили в состав Кавказской Албании, Сасанидской империи, поддерживали отношения с Византийской империей, Хазарским каганатом, Древнерусским государством, осваивали духовные ценности, опыт управления, технологические достижения ближних и дальних стран. Определенное влияние на развитие культурных традиций кавказских народов имели христианство, иудаизм и в какой-то мере зороастризм.
Христианство
В 313 году, когда христианство принял албанский царь Урнайр, оно стало государственной религией в Кавказской Албании, куда входила и значительная часть Дагестана.
Наиболее ранние письменные сведения о попытках распространения христианства среди кочевников Прикаспия содержатся в «Истории армян» Фавстоса Бузанда. По его сведениям, молодой армянский епископ Григорис представился маскутскому царю, повелителю многочисленных войск гуннов, встал перед ним и стал проповедовать христианство. Сперва они послушались – христианство приняли несколько тысяч маскутов, в числе которых были и трое сыновей маскутского царя Санесана. Однако вскоре гунны отказались от христианства, «поймали дикого коня, привязали юного Григориса к хвосту его и пустили по полю Ватнеан, вдоль берега моря». Вместе с Григорисом была перебита вся христианская община, в том числе сыновья самого царя, не пожелавшие отречься от христианства. Место этих трагических событий, согласно письменным источникам, находится недалеко от Дербента.
В начале IV в. к кочевникам Прикаспия начинают примыкать и другие христианские миссионеры. Миссия албанского епископа Картоста, состоявшая из семи священников, работала здесь 14 лет, и в 544 году религиозные тексты даже были переведены на гуннский язык. Их сменил армянский епископ Макар, прибывший в страну гуннов в 548 году и приступивший к строительству церквей из кирпича. Историк Мовсес Каганкатваци пишет, что «епископ Исраил многие страны хазар и гуннов обратил в христианство».
Во второй половине V в. албанский царь Ваче II сделал Дербент на некоторое время главным христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Зороастризм был религией иранских завоевателей, местное же население не воспринимало чуждую им религию. Христианство завоевало позиции на коренной хазарской территории – в низовьях Терека и Волги. Массовое же проникновение христианства на Северном Кавказе началось в X веке.
Иудаизм
Сегодня существуют разные точки зрения о том, когда и при каких обстоятельствах иудаизм проник в Дагестан. Некоторые исследователи полагают, что иудаизм был принят на территории Дагестана в конце VIII века татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.
По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана – зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм.
Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее – на Кавказе. П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова.
Четвертая версия заключается в том, что в начале III века н.э. династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.
Известный дагестанский ученый-историк Р.М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм. Установлено, что проникновению иудаизма на Кавказ предшествовало несколько насильственных выселений иудеев в 70-е и 130-е годы н.э. римлянами, в последующие века – Ахеменидами и Сасанидами из Ирана. При этом, вероятно, наиболее крупное переселение иудеев на Кавказ произошло в 520-530-е годы.
«Десятки тысяч человек были высланы и поселены на Восточном Кавказе и Апшероне после репрессий, проведенных Сасанидами в эти годы на юге Ирана против мятежных маздакитов, учение которых пыталось совместить идеи зороастризма, древнего гностицизма и иудаизма. Одновременно с маздакитами на Восточный Кавказ были высланы и мятежные евреи, пытавшиеся создать на юге Ирана самостоятельное еврейское государство со столицей в городе Махуза. Общее число евреев и персов, переселенных Ануширваном Хосровом, достигало, по некоторым данным, 200 тысяч человек. Это утверждение опирается на сведения средневековых арабских авторов (ал-Белазури, ибн ал-Факиха), согласно которым Хосровы заселили многие места на Кавказе евреями и персами-маздакитами. Последний факт подтверждают и некоторые горско-еврейские предания», – писал доктор философских наук Г. Курбанов.
Ислам
Арабские завоеватели принесли с собой свою религию – ислам. Для религиозно-правовых и обрядовых норм ислама назначались кадии. Ещё в VIII веке исламские кадии были в Дербенте, Табасаране, Кумухе, Кюре, Рича, Кайтаге. Позднее появились и в других местах.
Большинство жителей Дагестана с трудом отказывалось от своих прежних верований и обрядов. Сохранились предания о сопротивлении введению новой религии в Серире, Лакзе и Кубачи. В VIII веке в Цунте, в ущелье Лавкадан, действовала церковь, христианами являлись не все дидойцы, но она по-прежнему оставалась государственной религией Серира и Лакза.
Дербент и Кумух постепенно становились центрами распространения ислама. Отсюда при халифате предпринимались регулярные экспедиции сторонниками борцов за веру. Насаждение ислама в Дагестане затянулось до XV века. К моменту отпадения Дагестана от халифата ислам утвердился лишь в Дербенте, на плоскости и в предгорьях к югу от него, в Табасаране, то есть на землях, где раньше утвердились феодальные порядки и были сильны связи с ранее исламизированным Восточным Закавказьем.