X
09:15 01.08.2019

Корифей дагестанской сцены

Азиз Мирзабеков, кандидат филологических наук
Выпуск - 2019 №№ 211-212
43

Абдурашид Махсудов – живая легенда дагестанского театрального искусства, патриарх Лезгинского театра, где он прослужил около 60 лет. За это время актер создал более ста образов. Большинство из них – главные герои.

Он также снялся в шести кинофильмах, созданных российскими и казахстанскими кинематографами. Театроведы называют его «актером шекспировского театра». Актёр такого масштаба является национальным достоянием республики.

Страницы жизни

Абдурашид Гасанович Махсудов родился в 1934 году в селении Цилинг Курахского района Дагестанской АССР. Окончив 7 классов в родном селении, последние классы средней школы он прошел в селении Капир.

Как известно, Цилинг – это малая родина выдающегося лезгинского поэта Етима Эмина. С детства воспитанный под звуки мелодичных стихов великого поэта, Абдурашид услышал множество назидательных историй и притч о жизни и творчестве великого поэта. У молодого парня очень рано обнаружился интерес к художественному слову, декламации стихов. Он мог часами декламировать стихи своего знаменитого земляка. Но к актерской профессии привел его случай.

В 1951 году окончив Капирскую сельскую среднюю школу, он, чтобы поступить на физико-математический факультет, поехал в Махачкалу. Здесь молодой парень случайно увидел на стене одного здания объявление о наборе студентов на актерский факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Юноша, не раздумывая, решил поступить в театральный вуз. Вместе с ним в этом вузе учились в будущем ставшие знаменитыми деятелями театра Багиш Айдаев, Аллахкули Аллахкулиев, Расми Джабраилов, Абдулкадир Сайдумов, Алибег Алибегов, Ася Исрафилова, Аминат Алиева и др. Руководителем курса была известная актриса, ученица и соратница К. С. Станиславского Ольга Ивановна Пыжова. Другие педагоги тоже были известными театральными деятелями и учеными.

Во время учебы в ГИТИСе лезгинские студенты под руководством своих педагогов поставили три спектакля: «Лекарь поневоле» (по пьесе Ж. Б. Мольера), «Седая девушка» (по пьесе Хе Цзын Чжо и Дин Ли) и «Сулак-свидетель» (по пьесе М. Хуршилова и М. Чистякова). В этих спектаклях А. Махсудов исполнил роли Луки («Лекарь поневоле»), крестьянина Ли-Шуана («Седая девушка») и Кузьмы («Сулак-свидетель»). Исполнение этих ролей было осуществлено на высоком профессиональном и эстетическом уровне, и это очень радовало его преподавателей. Они всегда оказывали ему большое внимание и верили в его актерскую перспективу.

После завершения вуза молодые актеры неоднократно показывали эти спектакли на сцене Лезгинского театра, и каждый раз они принимались зрителями с большим восторгом.

В 1955 году А. Махсудов завершил учебу в ГИТИСе и начал работать в Лезгинском государственном театре в Дербенте.

В 1960 году актеру присвоили звание заслуженного артиста Дагестана. В 1968 году он стал лауреатом Республиканской премии имени Гамзата Цадасы. В том же году он получил звание народного артиста Дагестана. В 2004 году актер стал заслуженным артистом Российской Федерации.

В декабре 2014 года А. Махсудов вышел на пенсию.

Творческий путь

С первых дней работы в Лезгинском театре А. Махсудову поручают главные роли. После студийных спектаклей первой ролью, исполненной им, была роль Эльхана в спектакле «Невеста огня» по пьесе азербайджанского драматурга Джафара Джабарлы, затем Аслан в спектакле «Цветок России» (по пьесе К. Меджидова), роль Казимагомеда в спектакле «Казимагомед» (по пьесе З. Айдаева и Б. Айдаева) и многие другие.

Одной из интересных ролей был образ Дервиша в постановке Б. Айдаева «В ночь лунного затмения» по пьесе башкирского поэта и драматурга Мустая Карима. Актер талантливо раскрыл его образ, показав зрителям человека жестокого, способного на гнусную ложь и сплетни. Его Дервиш был жадным, коварным, злым и подлым по природе. Все эти качества актер показал яркими красками и выразительными штрихами.

Являясь актером театра, А. Махсудов успешно участвовал и в киносъемках. Дебютом его в этом деле были эпизодические роли в фильме «Ромео и Джульетта» в 1954 году. В этом фильме он участвовал со своим другом и сокурсником Б. Айдаевым и исполнял две роли: носильщика и фехтовальщика. Затем в 1959 году он снимался в фильме Свердловской киностудии «Тучи покидают небо» в роли парторга Идриса, в кинофильме «Горянка» (Мосфильм, 1975) в роли Али, в «Сказании о храбром Хочбаре» (Ленфильм, 1986) в роли Нуцала, в «Гибели Отрара» (Казахфильм, 1989) в роли Мухаммед-шаха, в фильме «Пирамида» (Ленфильм, 1991) в роли министра внутренних дел Валида Акеева. Как и театральные роли, образы, созданные в кинофильмах А. Махсудовым, были встречены с восторгом зрителями и критиками.

***

А. Махсудов служил родному театру в течение 57 лет. Невольно вспоминается эпитет о нем театральных критиков – «актер Шекспировского театра». Да, действительно, это так. Абдурашид Гасанович был актером театра высоких идеалов, великих идей, глубокой философии, сильной воли. Актер такого масштаба, конечно, должен играть в соответствующих спектаклях. Но, к сожалению, после смерти Б. Айдаева в Лезгинском театре перестали ставить мировую классику, драматургию высокого идейного и художественного содержания. Вместо этого под лозунгом «местной драматургии» начали ставить низкопробные пьесы.

Вот что пишет по этому поводу известный театровед Гулизар Султанова: «Имея прекрасных артистов в театре, таких как А. Махсудов, А. Сайдумов, А. Аллахкулиев и других, получивших высшее образование в театральных вузах страны, художественный руководитель Лезгинского театра Э. Наврузбеков недостаточно использовал их талант. Зрители своих выдающихся артистов видели только в проходных, мало интересных спектаклях-однодневках».

Актер всегда выражал свое возмущение в связи с этим обстоятельством. Но его голос был гласом вопиющего в пустыне.

А. Махсудов является «последним из могикан» лезгинской сцены. Говорят, что нет людей незаменимых. Может быть, так оно и есть. Однако есть люди неповторимые. Именно таким человеком является Абдурашид Махсудов. Об этом красноречиво и точно сказано и в четверостишии поэта Арбена Кардаша, названном автором «Об Абдурашиде Махсудове»:

Играя мудрецов, героев и поэтов,
Он славно воспевал Отвагу,
Совесть, Честь.
И в жизни он – король Добра,
Любви и Света,
И не возьмёт его ни клевета, ни лесть.

Статьи из «Личность»

Всю жизнь был в поиске нового

82
Одному из ведущих кавказоведов Хидиру Хидировичу Рамазанову (на снимке) в этом году исполнилось бы 100 лет. Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель...

Воин, журналист, педагог

25
В эти дни исполняется 100 лет со дня рождения Магомеда Джалалудиновича Бутаева (на снимке),...

Новаторский характер

19
Багомед Гадаевич Алиев (на снимке) – один из тех историков Дагестана, которые в медиевистике...

Абдулмуслим Абдулмуслимов:«Я ваш и всегда с вами»

349
Когда семейные ценности не являются...

Он сделал много доброго

466
31 марта 1999 года трагически погиб заслуженный работник прокуратуры Дагестана, заместитель...

Зов земли родной

335
Редакция «ДП» открывает новую рубрику, героями которой станут известные политики,...

Легенда вольной борьбы

432
Впервые о Загалаве Абдулбекове я услышал в 1966 году, когда он стал чемпионом Советского Союза...

Умалат – значит предводитель

126
В семейном архиве Умалата Ильмутдиновича Насрутдинова есть фото, где он запечатлен за...

Историк, публицист, общественный деятель

72
Семья играет огромную роль в нашей жизни. Она...

Первый лётчик Страны гор

53
Магомед-Садык Магомедович Исаев был первым дагестанцем, который сел за штурвал самолета. В...

Высвечивая Не подлежит забвениювремя

76
Декабрь Бейбутов (на снимке) – дагестанский...