Корифей дагестанской сцены
Абдурашид Махсудов – живая легенда дагестанского театрального искусства, патриарх Лезгинского театра, где он прослужил около 60 лет. За это время актер создал более ста образов. Большинство из них – главные герои.
Он также снялся в шести кинофильмах, созданных российскими и казахстанскими кинематографами. Театроведы называют его «актером шекспировского театра». Актёр такого масштаба является национальным достоянием республики.
Страницы жизни
Абдурашид Гасанович Махсудов родился в 1934 году в селении Цилинг Курахского района Дагестанской АССР. Окончив 7 классов в родном селении, последние классы средней школы он прошел в селении Капир.
Как известно, Цилинг – это малая родина выдающегося лезгинского поэта Етима Эмина. С детства воспитанный под звуки мелодичных стихов великого поэта, Абдурашид услышал множество назидательных историй и притч о жизни и творчестве великого поэта. У молодого парня очень рано обнаружился интерес к художественному слову, декламации стихов. Он мог часами декламировать стихи своего знаменитого земляка. Но к актерской профессии привел его случай.
В 1951 году окончив Капирскую сельскую среднюю школу, он, чтобы поступить на физико-математический факультет, поехал в Махачкалу. Здесь молодой парень случайно увидел на стене одного здания объявление о наборе студентов на актерский факультет ГИТИСа им. А.В. Луначарского. Юноша, не раздумывая, решил поступить в театральный вуз. Вместе с ним в этом вузе учились в будущем ставшие знаменитыми деятелями театра Багиш Айдаев, Аллахкули Аллахкулиев, Расми Джабраилов, Абдулкадир Сайдумов, Алибег Алибегов, Ася Исрафилова, Аминат Алиева и др. Руководителем курса была известная актриса, ученица и соратница К. С. Станиславского Ольга Ивановна Пыжова. Другие педагоги тоже были известными театральными деятелями и учеными.
Во время учебы в ГИТИСе лезгинские студенты под руководством своих педагогов поставили три спектакля: «Лекарь поневоле» (по пьесе Ж. Б. Мольера), «Седая девушка» (по пьесе Хе Цзын Чжо и Дин Ли) и «Сулак-свидетель» (по пьесе М. Хуршилова и М. Чистякова). В этих спектаклях А. Махсудов исполнил роли Луки («Лекарь поневоле»), крестьянина Ли-Шуана («Седая девушка») и Кузьмы («Сулак-свидетель»). Исполнение этих ролей было осуществлено на высоком профессиональном и эстетическом уровне, и это очень радовало его преподавателей. Они всегда оказывали ему большое внимание и верили в его актерскую перспективу.
После завершения вуза молодые актеры неоднократно показывали эти спектакли на сцене Лезгинского театра, и каждый раз они принимались зрителями с большим восторгом.
В 1955 году А. Махсудов завершил учебу в ГИТИСе и начал работать в Лезгинском государственном театре в Дербенте.
В 1960 году актеру присвоили звание заслуженного артиста Дагестана. В 1968 году он стал лауреатом Республиканской премии имени Гамзата Цадасы. В том же году он получил звание народного артиста Дагестана. В 2004 году актер стал заслуженным артистом Российской Федерации.
В декабре 2014 года А. Махсудов вышел на пенсию.
Творческий путь
С первых дней работы в Лезгинском театре А. Махсудову поручают главные роли. После студийных спектаклей первой ролью, исполненной им, была роль Эльхана в спектакле «Невеста огня» по пьесе азербайджанского драматурга Джафара Джабарлы, затем Аслан в спектакле «Цветок России» (по пьесе К. Меджидова), роль Казимагомеда в спектакле «Казимагомед» (по пьесе З. Айдаева и Б. Айдаева) и многие другие.
Одной из интересных ролей был образ Дервиша в постановке Б. Айдаева «В ночь лунного затмения» по пьесе башкирского поэта и драматурга Мустая Карима. Актер талантливо раскрыл его образ, показав зрителям человека жестокого, способного на гнусную ложь и сплетни. Его Дервиш был жадным, коварным, злым и подлым по природе. Все эти качества актер показал яркими красками и выразительными штрихами.
Являясь актером театра, А. Махсудов успешно участвовал и в киносъемках. Дебютом его в этом деле были эпизодические роли в фильме «Ромео и Джульетта» в 1954 году. В этом фильме он участвовал со своим другом и сокурсником Б. Айдаевым и исполнял две роли: носильщика и фехтовальщика. Затем в 1959 году он снимался в фильме Свердловской киностудии «Тучи покидают небо» в роли парторга Идриса, в кинофильме «Горянка» (Мосфильм, 1975) в роли Али, в «Сказании о храбром Хочбаре» (Ленфильм, 1986) в роли Нуцала, в «Гибели Отрара» (Казахфильм, 1989) в роли Мухаммед-шаха, в фильме «Пирамида» (Ленфильм, 1991) в роли министра внутренних дел Валида Акеева. Как и театральные роли, образы, созданные в кинофильмах А. Махсудовым, были встречены с восторгом зрителями и критиками.
***
А. Махсудов служил родному театру в течение 57 лет. Невольно вспоминается эпитет о нем театральных критиков – «актер Шекспировского театра». Да, действительно, это так. Абдурашид Гасанович был актером театра высоких идеалов, великих идей, глубокой философии, сильной воли. Актер такого масштаба, конечно, должен играть в соответствующих спектаклях. Но, к сожалению, после смерти Б. Айдаева в Лезгинском театре перестали ставить мировую классику, драматургию высокого идейного и художественного содержания. Вместо этого под лозунгом «местной драматургии» начали ставить низкопробные пьесы.
Вот что пишет по этому поводу известный театровед Гулизар Султанова: «Имея прекрасных артистов в театре, таких как А. Махсудов, А. Сайдумов, А. Аллахкулиев и других, получивших высшее образование в театральных вузах страны, художественный руководитель Лезгинского театра Э. Наврузбеков недостаточно использовал их талант. Зрители своих выдающихся артистов видели только в проходных, мало интересных спектаклях-однодневках».
Актер всегда выражал свое возмущение в связи с этим обстоятельством. Но его голос был гласом вопиющего в пустыне.
А. Махсудов является «последним из могикан» лезгинской сцены. Говорят, что нет людей незаменимых. Может быть, так оно и есть. Однако есть люди неповторимые. Именно таким человеком является Абдурашид Махсудов. Об этом красноречиво и точно сказано и в четверостишии поэта Арбена Кардаша, названном автором «Об Абдурашиде Махсудове»:
Играя мудрецов, героев и поэтов,
Он славно воспевал Отвагу,
Совесть, Честь.
И в жизни он – король Добра,
Любви и Света,
И не возьмёт его ни клевета, ни лесть.