Красный мост
Мосты в Дагестане соединяют не только два берега, но и две народности, живущие по обе стороны реки. Поэтому-то, наверное, в старину у нас очень ценились мостостроители.
В тему напомню читателям знаменитого Паранга (Магомеда Абдурахманова) из Цумадинского района, построившего на своем веку десятки навесных мостов – он еще при жизни был народным героем, а его внук Ихили продолжает дело своего деда. Документальные фильмы про Паранга и его внука время от времени показывает дагестанское телевидение.
О железном клепанном мосте через Андийское Койсу, построенном царскими инженерами после окончания первой Кавказской войны, мы в своей традиционной рубрике уже рассказывали. На территории нынешнего Ботлихского района к концу XIX века было возведено Преображенское укрепление. Фортификационные сооружения располагались на обоих берегах, их соединял тот самый мост, который сохранился до сих пор. Мост также соединял Ахвахский и Ботлихский районы.
Но сейчас у нас речь о так называемом Красном мосте (на снимке), построенном на месте слияния Аварского Койсу и Кара-Койсу (Гергебильский район). Он действительно был красного цвета, теперь тут построен другой, более современный, как и на Преображенском укреплении.
Мост имел огромное значение, потому что до Хунзахского района это был кратчайший путь, а дальше рейсовые автобусы курсировали до Ахвахского, Ботлихского и Цумадинского районов. То есть это была эпоха до строительства Гимринского туннеля, когда до Агвали, скажем, нужно было ехать целый день, а теперь – три часа.
Это было непростое путешествие! Студенты 60-х и 70-х годов хорошо помнят те автобусы: маломестные, пыльные, шумные, езда в них превращалась в настоящее испытание. Вот и проезжали они через Красный мост, натужно карабкались на Хунзахское плато, а потом столь же утомительный спуск до селения Тлох, проезд через мост на Андийском Койсу и далее по левому берегу реки до Ботлиха и Агвали. Это был утвержденный Дагавтодором маршрут. По другим, более коротким, проезд запрещался в целях безопасности пассажиров.
Вечером усталые, пыльные, со звоном в ушах, путники вылезали в райцентре Агвали, а дальше пешком каждый до своего аула…
Очень и очень удобны тогда были местные авиарейсы на АН-2 из Махачкалы до Ботлиха, Вачи, Караты, Хуштады, Кумуха и других населенных пунктов Страны гор. По нелетной погоде, которая длилась целую неделю, пассажиры были вынуждены влезать в автобусы, и они курсировали через тот самый Красный мост.