И вот в Год 80-летия Великой Победы пришла такая приятная новость: Государственный научный центр Российской Федерации АО «Концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор» выпустил монографию известного ученого Шамиля Гимбатовича Алиева, посвященную подводному кораблестроению – одной из самых актуальных задач современной науки. Она, со слов самого академика, предназначена для конструкторов, занимающихся проектированием подводных аппаратов и изделий.
«Добавлю – аппаратов и изделий, использующих то, что сейчас принято именовать искусственным интеллектом, и благодаря этому способных распознавать образы, находить другие аппараты, определять «свой/чужой», догонять, уклоняться, прятаться, совершать иные действия. Искусственный интеллект для подводных комплексов подразумевает использование мощного математического аппарата. Всё это есть в моих монографиях, включая новую – «Математическое обеспечение задач автоматизированного проектирования подводных изделий», – пояснил автор в недавнем интервью сетевому изданию «Звезда».
Концерн не одно десятилетие сотрудничает с заводом «Дагдизель», где создана и поддерживается научная школа, у истоков которой стоял как раз Алиев. Поэтому можно только поздравить руководство и коллектив предприятия со столь значимым научным событием. Значимым, впрочем, для всего нашего промышленного комплекса и всех, кто сотрудничает с республикой в данном направлении.
Монография представлена редакцией научного центра следующим текстом:
«Шамиль Алиев – гордость Санкт-Петербургской школы военного кораблестроения. Он награжден высшей российской наградой «Щит Отечества» I степени. Лауреат Государственной премии Российского комитета оборонных отраслей промышленности. Сотрудничает с нами почти 50 лет. Заслуженный деятель науки и техники России, его именем решением ученого совета «Корабелки» названа старейшая аудитория на факультете морского приборостроения. Выдающийся советский, российский кораблестроитель, ученый с мировым именем, дипломат, философ и, естественно, наш любимец».
Надо сказать, под авторством большого друга нашей редакции неутомимого Шамиля Гимбатовича регулярно выходят в свет научные труды. И это не случайно, ведь им создано целое направление аналитического проектирования подводных комплексов. Он руководитель проекта, соавтор и автор всех 13 томов многотомника «Торпедное оружие», который нашел признание у высшей научной элиты страны, Минобороны РФ, отраслевых институтов.
Так сложилось, что с детства обстоятельства жизни лишь укрепляли его характер, настраивая на противление внешним, навязанным. А предпочтения по сути оставались теми же, менялась разве что форма их восприятия, плюс усиливалось содержание.
«Предпочтения формируют наш внутренний мир, и это самое большое богатство, если они являются искренне нашими, не навязанными кем-то (или чем-то) со стороны. И только выстрадав их и закрепив, мы ощущаем, чувствуем истинные радость и счастье. Часто случается, что красота рождается исключительно в муках», –
говорит академик.
Таким образом, уже больше 60 лет Алиев остается верен своим предпочтениям, в том числе кораблестроению. Первая работа в этой области была в расчётно-вычислительном отделе конструкторского бюро родного завода. Потом ему предложили должность главного инженера по научно-исследовательским работам, а спустя некоторое время – должность главного конструктора систем автоматизированного проектирования. Сегодня он один из ведущих разработчиков ракетного оружия и космических технологий в России. Специалист по военной технике и вооружениям российского флота, генеральный конструктор систем автоматизированного проектирования ОКБ «Дагдизель».
И напоследок еще одна цитата из интервью «Звезде»:
«Сколько примерно требуется времени, чтобы человек в должной мере погрузился в проблематику той области, исследованиями которой я занимаюсь? Считая время, проведённое им в стенах вуза, – 15–20 лет. Может быть, даже чуть больше. Так думал мой учитель и друг, конструктор реактивных пусковых установок, ракетно-космических и боевых стартовых комплексов Владимир Павлович Бармин. Понимаете, очень много людей знают математику, физику, механику, но на несколько порядков меньше тех, которые не просто знают, но чувствуют эти науки. Знать и чувствовать – это принципиально разные вещи. Чтобы научиться чувствовать, требуется опыт, а он нарабатывается годами, десятилетиями – кавалерийским наскоком здесь нужного результата не получишь. Настоящий конструктор, тем более генеральный конструктор, должен уметь чувствовать науки, превращая тем самым их в часть своего сознания. Разумеется, это в полной мере относится и к тому направлению, которым занимаемся мы, – аналитическому проектированию, совершенствованию алгоритмов искусственного интеллекта. Следует понимать, что важнейшей частью математического обеспечения задач автоматизированного проектирования подводных изделий является часть кибернетическая. Образно выражаясь, актуальность искусственного интеллекта сейчас не «звенит колокольчиком», а «бьёт в колокол».