Красота требует жертв, а закон – совершенства
Жизнь наша изменилась неузнаваемо. Всего-то минули пара-тройка десятков лет, а мы, столь ревностные радетели социализма, превратились в банальное общество потребителей. Гонка за удовлетворением растущих потребностей социального общества сегодня обнажила гримасы капитализма. Страсть к наживе и алчность правят этим балом.
Мягкость федеральных законов, регламентирующих стандартизацию и сертификацию производства, сбыта товаров широкого потребления – словно аккомпанемент всему этому действу. В наших магазинах немало контрафакта, а употреблять в пищу то, что нам предлагают, зачастую просто опасно. И самое главное – продвижению этой продукции, как правило, обернутой в красивую упаковку, с десятками видов вредных и вызывающих самые различные заболевания добавок в настоящем нет действенного заслона.
Мы, похоже, к этому привыкли, и вместо того, чтобы требовать гарантий своей безопасности, вынуждены с лупой в руках вчитываться в мелкие иероглифы производителей, декларирующих эти ядовитые составы. О недобросовестности в сфере услуг, недовесе, обсчете, ложной рекламе, липовых скидках и гарантиях на этом фоне можно было бы просто умолчать. Однако масштабы проблемы растут. Одна из показательных – сфера косметологических услуг. Салонов красоты ныне в Махачкале больше, чем гастрономов. А каково качество оказываемых услуг?
Факты деятельности салона «Академия красоты» в Махачкале – наглядное тому подтверждение. Здесь на протяжении нескольких лет клиентам, вводя их в заблуждение, предлагали услуги в кредит. Жертвами недобросовестных предпринимателей стали сотни женщин. Заманивали в салон самыми разными способами «маркетинга». Доверившись, люди отдавали даже свои паспорта, практически не глядя подписывали договоры на предоставление косметологических услуг, не предполагая, что на них оформляют кредиты на 50 тыс., а то и 100 тыс. рублей.
Однако из-за плохого качества услуг клиенты стали расторгать договоры с салоном, но, как оказалось, даже выплата неустоек не спасала их от преследований, так как банк требовал погашать кредиты и угрожал коллекторами. «Академия красоты» сегодня закрыта. В салоне проводится ревизия, а представители республиканского МВД говорят, что будет принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководства салона.
О том, насколько продавцы изощрены в обмане при реализации товаров, услуг, насколько наивны покупатели, хорошо осведомлен вице-президент ОО «КЗПП РД» Али Алиев. Общество защиты прав потребителей, которым он руководит, спасло от недобросовестных предпринимателей массу людей. Главная причина того, что люди попадают в силки мошенников, – невнимательность и небрежность при приобретении того или иного продукта или услуги. Способствует этому и правовой нигилизм наших граждан. Однако, по мнению Алиева, существуют и прорехи в законодательстве в области защиты прав потребителей. Не всегда на практике можно защитить наши права. Недостаточно квалифицированны порой и сами защитники прав потребителей.
«Мы над этим работаем, – говорит Алиев. – В частности, недавно наши эксперты прошли обучение на семинаре Фонда «Центр независимой потребительской экспертизы» в Санкт-Петербурге. В течение двух недель эксперты из разных городов России, представляющие как Роспотребнадзор, так и общественные организации по защите прав потребителей и частные компании, ознакомились с теоретической частью курса Союза потребителей России и Центра независимой потребительской экспертизы.
На практических занятиях слушатели смогли ознакомиться и применить на практике полученные знания в определенных областях специализации в соответствии с заявленной областью аккредитации, а также обменяться мнениями и опытом в вопросах практического применения полученных навыков. Ну и самое главное: во время обсуждения Закона «О защите прав потребителей» были высказаны предложения председателю Союза потребителей России Петру Шелищу о внесении уточнений в ст. 21 Закона «Замена товара ненадлежащего качества». Петр Борисович заверил, что он внесет данное предложение на рассмотрение в Государственную Думу РФ. А это значит, что проще станет компенсировать причиненный мошенниками ущерб», – пояснил Алиев.