Крепость Камиля
Житель села Буртунай Казбековского района Камиль Байбулатов (на снимке) превратил двор своего дома в настоящий музей. Он нашёл применение вещам, которые казались уже бесполезными и давным-давно устаревшими.
Большинство древних изделий были подарены ему сельчанами, что-то купил, а что-то завещали предки. В его музее под открытым небом есть всё: монеты, кувшины, мотыги, лампы, статуэтки, замки, окаменелости. О том, как жили в прошлом веке, он рассказывает всем гостям. Чаще всего на экскурсии приезжают школьники, и не только из Казбековского района. Камиль Байбулатов уверен, что его музей поможет сохранить историю села. Многие экспонаты он делает сам. Уверяю вас, даже сейчас Камиль занят моделированием новых макетов самолетов, пушек, пулеметов.
Один из гостей в восторге выдал фразу: «Ну и крепость ты отстроил!» Так и привязалось название к музею – «Крепость Камиля». Как только попадаешь сюда, понимаешь – необычное место.
В каменных лабиринтах легко заплутать. Если идти в направлении ручейка, – его тоже создал хозяин, – то он приведет вас к небольшому домику, в котором живут экспонаты из разных эпох. Здесь же, во дворе, есть водопад, скамейки, книжная полка – зона отдыха, как вы уже поняли, – тоже работа мастера.
Всем гостям, и мне в том числе, он рассказывает, что село находится у подножия хребта Салатау. Буртунай в переводе с аварского – войлок из шерсти овец, из которого в основном изготавливают бурки. Раньше все жители села ходили в бурках, буртунах. Территория Салатавии с 1883 года находилась в составе Терской области и называлась Салатавским обществом. После революции и образования ДАССР Салатавия входила в Хасавюртовский округ и до 1930 года находилась в его составе.
– Я сажусь на эту лесенку, осматриваю сад и думаю, чего в нем не хватает, – говорит музейщик. Глядя на все эти самолеты, вертолеты, пушки, можно сделать вывод, что он бывший военный.
– Не-е-е-т, что ты! Я же истинный колхозник! Просто очень люблю военные фильмы, – рассказывает он. Камиль Байбулатов пытается передать историю боевой техники времен Великой Отечественной и сопровождает прогулку интересным экскурсом о том, что перед началом войны советскими инженерами были созданы лёгкие танки Т-40 и Т-50, средний танк Т-34 и тяжелые КВ-1 и КВ-2. Они начали поступать в войска, но большую часть танкового парка составляли машины, созданные в 1930-е годы. С появлением на полях сражений новых тяжелых танков «Тигр» и средних танков «Пантера» у немецких оккупантов руководством Красной Армии было принято решение о создании новой боевой техники, способной противостоять наступлению Третьего рейха. 31 октября 1943 года на вооружение Красной Армии был принят тяжелый танк ИС-2. Он стал одним из символов Победы в Великой Отечественной войне. Аббревиатура «ИС» расшифровывается как «Иосиф Сталин».
Здесь же макеты военных самолетов. Например, вот эти И-5 находились на вооружении до 1936 года, когда им на смену пришли И-15. Оставшиеся И-5 были переданы в летные школы и училища для подготовки летчиков. Однако некоторые самолеты были модифицированы в истребители-бомбардировщики. 22 июня 1941 года на аэродромах СССР было брошено большое количество И-5, использовавшихся в роли истребителей-бомбардировщиков. Небольшое количество И-5 было передано в морскую авиацию.
– Строить музей я начал четыре года назад. Придумывать не тяжело – идеи сами приходят. Сделал лестницу и вижу, что арка тоже нужна для гармонии. Поднял стены, а на них без пушек смотреть скучно. Односельчане много чего подарили, а еще была у нас туристка из Москвы, когда приезжала в очередной раз, статуэтки привезла. Приятно, конечно. Когда я что-то руками делаю – это для меня лучший отдых, а шум водопада хорошо успокаивает. Работа должна приносить радость, поэтому творить в плохом настроении не стоит – ничего не получится. Сделаю новый самолет, а потом туда-сюда поверну, смотрю: чего же в нем не хватает? Знакомый пришел и говорит: «А что «кукурузник» не сделал? Не можешь, да?». Когда я рос, мне запрещали говорить «не могу» и «не знаю». И я никогда эти слова не произносил, несмотря ни на что, старался все мочь и знать, – говорит Камиль Байбулатов. – Я не мастер, не строитель, все как-то само собой получается.
Вокруг дома – цветущий сад, за все зеленое отвечает его супруга Суайсат. Четыре года назад она и представить не могла, во что превратится их двор на окраине села. Да и времени о чем-то таком думать не было: с утра в домашних делах. Однако мужу все же помогает: посадила цветы, ухаживает за ними. Камиль называет ее «цветочной женщиной», она смеется над этим. А если вдруг Суайсат заскучает, что бывает очень редко в их хозяйстве, он всегда сыграет для нее на пандуре. На том самом, который висит под портретом имама Шамиля. А Суайсат в такт музыке будет щелкать пальцами.
Столько старины… А каково жить среди этих вещей? Века прошли, сменились поколения, а предметы, которые предки держали в руках, которыми пользовались, – вот они, и теперь их держу я. И как тут не задумаешься о связи времен? Как удалось им пройти через столетия, пережить самых разных хозяев, побывать в самой разной среде, даже странах и наконец оказаться в антикварном музее Камиля Байбулатова? Почему-то я уверена: для замечательных штуковин это всего лишь еще один пункт на карте путешествий.