Славное прошлое и постепенный упадок
Троллейбусное движение в Махачкале было торжественно открыто в феврале 1973 года. Система быстро развивалась, и к началу 1990-х годов по городу курсировали 12 маршрутов. Однако затем для предприятия наступила эпоха хронических проблем. В 2000-х годах было закрыто несколько маршрутов, демонтированы участки контактной сети. Краткое возрождение случилось в 2010-х с открытием междугородней линии до Каспийска и закупкой новой техники, но оно оказалось недолгим.
Глубокий кризис: долги и остановки движения
К концу 2024 года финансовое состояние МУП «Махачкалинское троллейбусное управление» стало критическим. Новый глава города Джамбулат Салавов в 2025 году сообщил, что долг предприятия достиг 227 миллионов рублей. Проблемы носят системный характер: кредиторская задолженность, отсутствие средств на зарплату сотрудникам, устаревшая контактная сеть и подвижной состав, который давно не обновлялся.
Ситуация привела к массовым приостановкам движения. Так, с сентября 2024 года работа маршрута № 8 приостановлена на неопределенный срок. Еще в 2022 году было прекращено движение по межмуниципальным маршрутам в Каспийск из-за отсутствия финансирования выпадающих доходов. Население тревожится о судьбе самого троллейбусного парка.
План спасения: от долгов к модернизации
Городские власти признают глубину кризиса и объявили о комплексном подходе к его решению.
Начать решено с погашения многолетних долгов. Муниципалитет принял решение изыскать средства для полного погашения скопившейся задолженности, которая уже была сокращена с 265 до 227 миллионов рублей.
Спасти предприятие должно участие в федеральной программе «Чистое небо». Ключевой надеждой на возрождение, по словам начальника МКУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства» Андрея Гусейнова, стала подача заявки на участие в программе «Чистое небо» через Минприроды Республики Дагестан. В случае ее одобрения в Москве будет произведен тщательный расчет необходимых средств, которые будут изысканы в федеральном бюджете.
По предварительным расчетам, для полного обновления троллейбусной системы города потребуется порядка 3 миллиардов рублей. Эти средства необходимы для обновления подвижного состава, реконструкции изношенной за свыше 50 лет эксплуатации контактной сети и устаревших тяговых подстанций, многие из которых не модернизировались с момента запуска системы.
Опыт других регионов и перспективы
Опыт других российских городов демонстрирует, что сохранение и модернизация троллейбусных систем является экономически более целесообразной, чем их ликвидация. Аналитический отчет «Троллейбусный транспорт в России», представленный в Общественной палате РФ, подтверждает, что эксплуатация троллейбуса в зоне его эффективности обходится на 15 % дешевле, чем автобуса аналогичного класса.
Города, отказавшиеся от троллейбусов, сталкиваются с ростом ежегодных расходов на транспортное обслуживание на сотни миллионов рублей. Внедрение современных технологий, таких как автономный ход, позволяет повысить гибкость маршрутной сети без демонтажа инфраструктуры, что демонстрирует положительный опыт Симферополя, Санкт-Петербурга и Севастополя. В Махачкалу такие троллейбусы также ранее завозили.
Однако надо понимать, что успех инициатив властей Махачкалы зависит не только от политической воли на местном уровне, но и от поддержки из федерального центра. Пока судьба троллейбусного управления решается в верхах, пассажиры продолжают надеяться, что некогда надежный и экологичный вид транспорта получит второй шанс.
Купить PDF-версию
Электроснабжение микрорайона «Пальмира» в Махачкале будет восстановлено до конца дня




3