Купить PDF-версию
04:13 | 26 ноября, Вт
Махачкала
X
09:35 22.02.2019

«Кто без нужды вырубит дерево…»

Вот и заканчивается зима. Для Дагестана она была бесснежной и теплее обычной. Кто-то радуется этому факту, а кто-то настороженно размышляет над предупреждениями экологов.

Да уж, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Синоптики тоже озабочены этим фактом и предсказывают метеосюрпризы в марте и даже в апреле. Если бы ситуация была только текущим обстоятельством, то можно было бы об этом просто забыть. Но тенденция из года в год налицо, и её виновницу тоже назвали по имени: глобальное потепление.

А глобальное потепление есть продукт суетливых рук человека, не знающих, вернее, разучившихся отличить дозволенное от недозволенного. Планетарная индустрия трудится не покладая рук, выбрасывая в атмосферу миллионы кубометров углекислоты, которая и вызывает парниковый эффект, вызывающий то самое глобальное потепление.

И что же теперь? А то, что спасти ситуацию можно только такой же глобальной инициативой, которую предложил профессор Швейцарской высшей технологической школы Томас Кроутер. Что же учёный предлагает? Лесной массив планеты должен быть увеличен на треть. А это 1,2 триллиона деревьев, которые нам с вами предстоит посадить. Это поможет на треть уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере.

Совсем недавно мне стало известно, что существует «Экологическая сунна» для мусульман. А информационным поводом послужила крайне неприятная новость из родного селения: на аульских кладбищах по инициативе мечети вырубили все деревья, а также кустарники, которые придавали древнему аулу особую красоту, органично вписывались в горный ландшафт. К этому мы ещё вернёмся, а сейчас обратимся к «Экологической сунне», поскольку в Дагестане в основном живут мусульмане.

Цитирую: «Законами шариата запрещено без причины рубить деревья. Один из хадисов передает слова нашего любимого Посланника (да благословит его Аллагь и приветствует), который сказал: «Того, кто без нужды вырубит дерево, Аллагь бросит в ад с головой». В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано: «Какой бы мусульманин не посадит дерево или не посеет что-либо, и это употребит человек, животное или птица – за это тому, кто посеял, будет засчитано как дача милостыни».

Человек – высшее уникальное творение Аллагьа, на которое возложена ответственность за все на этой Земле. Об этом сказано в Коране: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её» (Коран, сура «Аль-Ахзаб»; 72). Взяться-то взялся, но что затем с экологией натворил?

А теперь вернёмся к старому кладбищу (на снимке) в с. Тинди Цумадинского района, который на днях лишился абрикосовых, вишнёвых деревьев, а также кустарников шиповника, барбариса и других, на которых гнездились отнюдь не вороны, а певчие птицы и ранним весенним утром радовали слух жителям древнего аула. Все вырубили вчистую!

Кладбище расположено напротив одной из старейших мечетей Дагестана, возведённой ещё в 17 веке. Эти деревья тоже, наверное, были посажены здесь тогда. Но никому не приходило в голову, в том числе и уважаемым имамам разных веков, так поступить с деревьями. Понятно, любой сад, в том числе и кладбищенский, нуждается в санитарной вырубке. Но не всё же подряд! В исламской литературе по этому поводу сказано, что вырубать нужно то, что мешает человеку на кладбище, преграждает тропинку или ещё что-нибудь. Но зачем поголовно всё?!

Звоню в селение, хочу понять: почему прибегли к такому варварству? Якобы, вороны приносили сюда кости. Так устройте субботник силами тех же ребят, которые пришли сюда с топорами, приберите старое кладбище, где покоится прах наших предков.

Другая причина: шакалы. Действительно, они ночью откуда-то спускаются в кладбищенский сад и оттуда подвывают азану будуна с минарета мечети. Я такое наблюдал и в Махачкале, но здесь вместо шакалов выли собаки. По-моему, тут дело в чрезмерных мощностях динамиков. (См. на 12 стр. письмо нашего читателя «К чему эти децибелы?»).

Но ведь Тинди знаменит и своими охотниками! Застрелить в горах беззащитных туров могут, а против трусливых шакалов бессильны? И вообще, от того что в голове завелась перхоть, голову разве отрубают?!

Имам тиндинской мечети и джамаат, я знаю, достойные мусульмане, заботятся о вере, всегда протянут руку нуждающимся. Но на этот раз, дорогие и уважаемые односельчане, мне кажется, вы поступили необдуманно и опрометчиво. Ведь на этом же кладбище разрушаются красивейшие памятники шахидам, почему бы вместо топора не взять в руки другой инструмент и починить их? Вы знаете, кладбище обваливается, могилы обнажились, теперь этот процесс пойдёт ещё быстрее, ибо не будет корней, которые армировали грунт.

И ещё. Тинди – самое крупное селение Цумадинского района – до сих пор не газифицировано. По этому поводу я беседовал с главой Минпромэнерго РД Сайгидпашой Умахановым. У него по этому поводу нет обращения ни от администрации района, ни от администрации села, ни от тиндинского джамаата. Вот где нужна была ваша инициатива! Сайгидпаша Дарбишевич пообещал мне разобраться в ситуации.

На кладбище хорош священный Коран, а в лесу – топор.

Статьи из «Моя планета»