Кто последний за наличкой?
Деньги кончились как всегда некстати. Собираю детей, которых не с кем оставить, и бегом к ближайшему сбербанковскому банкомату. По пути (а путь неблизкий) ругаю почти миллионный город, в котором самый главный банк страны не может организовать свои банкоматы в шаговой доступности.
Цивилизация нам знакома, но пока только заочно. Не во всех магазинах можно расплатиться картой. У банкоматов обычно толпы. Там, куда пришла я, их три. Причем один из них по негласному правилу обязательно не работает. Железно! Потому у банкомата собралась очередь.
Понимаю, ждать придется долго. Стою, нервничаю. Малыша держу на руках, старшего сына едва сдерживаю — пытается побегать, а то и выбежать на дорогу. Просить очередников пропустить меня неудобно — впереди немало пожилых людей. Они долго копошатся у автомата, словно пытаясь изучить аппарат прямо на месте.
— Бабушка, давайте я вам помогу, — не выдерживаю я, глядя, как женщина минут десять нажимает безрезультатно кнопки банкомата.
Пенсионерка моему предложению обрадовалась и, получив деньги, довольная ушла. Наконец очередь дошла до меня. Но когда, с облегчением вздохнув, я вставила банковскую карточку в ячейку банкомата, она застряла. Опа! Никакие мои уговоры и тыкания в кнопки не действовали. Благо, рядом отделение Сбербанка.
Бегу за помощью к специалистам. Пока парень в кипенно-белой рубашке «вел переговоры» с банкоматом, я пыталась разобраться, почему все-таки электронные устройства, которые созданы для того, чтобы сделать нашу жизнь более комфортной, часто выполняют прямо противоположную функцию.
— Мне надо срочно деньги обналичить, а у вас банкоматы через один работают. Если их четыре, то логично было бы, чтобы все работали 24 часа в сутки, а не выборочно. Разве не так? – обращаюсь я к заместителю управляющего Дагестанским отделением ПАО «Сбербанк» Гульжан Загировой.
— Да, конечно. Но, бывает, иногда связь подводит. А самая распространенная причина – это вандализм и хулиганство. Как объяснить людям, что так делать нельзя? Именно из-за этого большая часть оборудования выходит из строя, – говорит она. – Неполадки наши специалисты устраняют по мере возможности.
— А сколько банкоматов в Дагестане? — спрашиваю я.
— В Махачкале действуют 258, всего по республике – 475. С начала нынешнего года Республиканским отделением Сбербанка России установлено 80 новых так называемых устройств самообслуживания. Мониторинг их работоспособности нами осуществляется в онлайн-режиме.
— Чем объясните такое частое явление, когда невозможно внести наличность через банкомат?
— Это опять-таки из-за неисправности банкомата либо его заполненности. В таких случаях рекомендуем обращаться по телефону «горячей линии», номер ее указан на каждом устройстве Сбербанка.
— Ясно. Если с человеком можно поспорить и что-то объяснить, то с машиной этот номер не проходит. Что делать, если банкомат не выдал деньги, а СМС о списании пришло?
— В таком случае необходимо с выданным вам чеком и паспортом прийти в отделение банка и оформить заявление о спорной операции либо обратиться в службу поддержки по номеру 900 или 8 800 555 5550, – советует Г. Загирова.
Пока мы общались, специалист банка «уговорил» таки банкомат вернуть мне мой «пластиковый кошелек». Долгожданные купюры я получила. Но, пока стояла в очереди с детьми, так устала, что желание идти в магазин и приобрести то, для чего собственно и снимала деньги, напрочь исчезло.
Правда, в голове не укладывается, о каком развитии электронных платежей можно говорить, если людям приходится тратить уйму времени, сил и нервов на, казалось бы, рутинные действия. И почему мы, граждане, вынуждены терпеть подобные издержки банковской системы?
А на днях, когда мне понадобилось снять зарплату с карточки, опять наткнулась на два неработающих банкомата на проспекте Гамидова, 57. Два дня назад похожая ситуация случилась с коллегой, который попытался снять наличку из банкоматов отделения Сбербанка, что на проспекте Имама Шамиля, напротив торгового центра «Зеленое яблоко». «Ни один из трех электронных автоматов не работал и в ТЦ», – сокрушался коллега, который так и ушел не солоно хлебавши.
Почему в Махачкале и в целом в республике так слабо развита система оплаты покупок в розничной сети по банковской карте? Лишь редкие магазины применяют эту систему.
Почему по нескольку дней – есть примеры и в течение недель – банкоматы Сбербанка не работают? Когда, наконец, Сбербанк устранит эти нарушения в обслуживании своих клиентов? Были даже случаи, когда за наличкой махачкалинцы ездили в Каспийск, а каспийчане – в Махачкалу.
Вопросы эти особенно актуальны в свете нынешней финансовой политики, проводимой госорганами страны: зарплаты всех работников переводятся на банковские карточки. На карточки поступают и пенсии пожилых людей. Так что Сбербанку настоятельно требуется оперативно навести порядок в деятельности своих служб, отвечающих за надежную и бесперебойную работу банкоматов, и не только.