Куда идём мы с Пятачком?!
Рассказывают, что в начале 80-х годов в советских магазинах вдруг пропал пластилин. Сегодня, конечно, в такое очень трудно поверить. Оказывается, виной тому стал мультфильм «Пластилиновая ворона».
«Говорили, что на его создание ушло 800 кг пластилина! 8 килограммов еще как-то умещаются в моем воображении, а 800 – ну никак! И это на девятиминутный мультфильм!» – восклицает моя мама, и я слышу в голосе уважение, потому что всё должно делаться добросовестно. Она не понимает современные мультики, более того, считает их никуда негодными. И правда, смотреть почти нечего. А между тем гордости отечественной анимации киностудии «Союзмультфильм» исполняется в этом году 85 лет!
Если верить Интернету, то «Союзмультфильм» планирует развивать сотрудничество с крупными ТВ– и медиахолдингами стран СНГ, а юбилей отметит с размахом – фестивалями и концертами. Студия была создана 10 июня 1936 г. в Москве. За эти годы здесь произвели более 1,5 тыс. мультфильмов, многие из них вошли в золотой фонд отечественной анимации.
Мультфильмы любят в любом возрасте, особенно те, с которыми познакомился в детстве. Помню, нравился мне связанный с Дагестаном мультик «День рождения», снятый по мотивам нашей сказки.
Мурат обиделся на дедушку за то, что его день рождения не внесли в семейную книгу.
— Дедушка! Здесь ошибка. Здесь записаны все, кто родился в нашем доме, а меня нет, — сетует мальчишка.
— Так ты же еще не родился, Мурат, — отвечает ему аксакал.
— Барашек родился, а я нет? Как может нерожденный иметь глаза и нос?
— И нос, и глаза есть у барашка тоже. А разве ты барашек? Знай, Мурат, днем рождения человека считается не тот день, когда он рождается бессильным, как барашек, а день, когда он заслужит свое рождение, — объясняет дедушка и говорит, что в каждом ауле свои неповторимые испытания, рассказывает внуку сказку, как брат спасал брата от злого аждахи, который наводил страх на всё живое…
Студия была создана 10 июня 1936 г. в Москве. За эти годы здесь произвели более 1,5 тыс. мультфильмов, многие из них вошли в золотой фонд отечественной анимации
И, конечно, «Ну, погоди!». История сериала про волка и зайца, горячо любимого многими зрителями, началась с выбора сюжета. На «Союзмультфильм» пригласили молодых и популярных юмористов Курляндского, Хайта, Камова и Успенского и предложили придумать смешной сюжет для мультжурнала «Весёлая карусель». Идея с погоней понравилась всем, но не сразу определили, кто и за кем будет гоняться: лиса за петухом? Лиса за зайцем? Решено было остановиться на волке и зайце — понятных и узнаваемых персонажах.
В 1969 году режиссёр Геннадий Сокольский снял первый сюжет задуманного сериала, но руководство студии решило поручить продолжение Вячеславу Котёночкину. Режиссёр с художником Светозаром Русаковым сильно изменили изобразительное решение, возраст и внешний облик героев. Котёночкин хотел, чтобы Волка озвучил Высоцкий, однако в СССР песни барда не приветствовались, поэтому с затеей ничего не вышло, «голосом» героя стал Анатолий Папанов. На роль Зайца без проб взяли Клару Румянову. Впрочем, «привет» Высоцкому в «Ну, погоди!» остался — в одной из серий Волк карабкается по канату под мелодию песни из кинокартины «Вертикаль».
«Крокодил Гена»
История мультфильмов о Чебурашке и его друзьях началась с сотрудничества двух больших мастеров Романа Качанова и Леонида Шварцмана. И с одного похода в гости. Однажды в доме сценариста Алексея Аджубея Качанов увидел, что его дети увлечённо читают книгу – оказалось, что это «Крокодил Гена и его друзья» Эдуарда Успенского. На следующий день режиссёр купил такую же, и вскоре у него зародилась идея нового фильма.
«Начал я рисовать Чебурашке уши: сначала наверху, потом они постепенно стали сползать и увеличиваться. Ко мне регулярно приходил Качанов, я показывал наброски, мы их обсуждали, спорили, он выражал свои пожелания, я перерисовывал. Благодаря таким совместным усилиям и возник окончательный эскиз. На нем, правда, у Чебурашки ещё есть медвежий хвостик, который потом сильно уменьшили. И ножки поначалу были подлиннее, но Норштейн посоветовал сделать их маленькими, как сейчас. После создания эскиза в цвете я сделал чертеж, а мастера-кукольники изготовили Чебурашку, и он зажил своей жизнью», – вспоминал Шварцман.
«Винни-Пух»
А помните про Винни-Пуха? Оказывается, в Советском Союзе к созданию сказки о симпатичном медвежонке и его друзьях приступили после появления первых фильмов о нём, снятых американскими мультипликаторами. Первым русского Винни нарисовал художник Владимир Зуйков, позже к созданию образа мишки подключился его соавтор Эдуард Назаров. Потом еще присоединились и другие ребята съёмочной группы, среди которых был и актёр Евгений Леонов, чьим голосом заговорил мишка после того, как звукооператор фильма чуть ускорил аудиозапись, потому что тембр у Леонова был слишком глубоким для медвежонка. А Пятачка озвучила актриса Ия Саввина.
Эти два мультяшных героя настолько полюбились всему Союзу, что их переселили на книжные страницы; песенки из фильма знали наизусть, их записывали на пластинках и кассетах, почта выпустила особые марки. Режиссёр Хитрук был удостоен Государственной премии СССР, а Банк России выпустил памятные монеты с изображением персонажей.
В 2018 году в оборот отправилась монета с изображением героев «Ну, погоди!». В августе 2019 г. выпущена в обращение очередная монета серии «Российская (советская) мультипликация». На сей раз это были герои «Бременских музыкантов».
Секунда тогдашнего мультфильма состояла из 12 изображений героев в разных фазах движения. Даже для съёмок совсем короткой истории требовались тысячи рисунков. В больших союзмультфильмовских цехах десятки художников обводили контуры персонажей тушью, раскрашивали их в нужные цвета.
Киностудия «Союзмультфильм» – это был наш ответ Диснею. История началась с работы молодых аниматоров. Это была черно-белая анимационная комедия «В Африке жарко», снятая режиссерами Дмитрием Бабиченко и Александром Беляковым по сценарию Сергея Михалкова. В конце 1930-х студия начала создавать цветные мультфильмы. Были они короткометражными и рассказывали детям о приключениях зверюшек.