Культура обживания времени


Небольшой цикл статей данной рубрики, посвященных впечатлениям от поездки в Италию, я начал с заметки о культуре обживания пространства. Но Россию, Дагестан и Италию разделяют не только пространства и различные культуры их освоения. Горы и равнины, моря и реки удивительно по-разному используются этими народами. Мы по-разному вообще ориентируемся в пространстве - мы не там стоим, разговариваем со встречным не там или излишне громко, загораживаем проход, можем посреди улицы провести все переговоры и т.д. Не более совершенны и временные параметры нашего бытия – точность, обязательность, рациональность, производительность труда, умение ценить время, умение выждать, терпеливо выслушать… Это и понятно: время ведь всего лишь одна из координат многомерного пространственно-временного континуума.
С легкой руки древнегреческих философов и в современной философии значимое понятие эон – век, путь жизни, время в ипостаси течения жизни человека, а христианство «эон» обогатило новым значением – мир в его временном историческом развертывании. Так вот, событийное наполнение дагестанского эона оставляет желать лучшего и поныне. Скажем, вопреки мнению авторитетов дагестанской науки, мне думается, что подлинные приверженцы свободомыслия и гуманизма в Дагестане появились где-то на полтысячелетие позже первых итальянских своих единомышленников. В конце XYIII и начале XIX веков Дагестан оставался средоточием внешнеполитических интересов Турции, Ирана и России, которые были не намного ближе к итальянской и европейской культуре, чем Северный Кавказ и Дагестан. На первый план выдвинулись общественно-политические проблемы: взаимоотношение культур, наций, религий, вопросы свободы, нравственности, роли науки и просвещения и т. д., началось интенсивное проникновение в регион достижений европейской цивилизации.
Одним из открытых глашатаев человеческой свободы считается Мухаммад ал-Яраги — первый проповедник и шейх тариката в Дагестане, вдохновитель газавата. В его учении свобода выступает в качестве главного условия жизни, с ним связано и полное социальное раскрепощение горцев. Гасан Алкадари самостоятельно изучал арабо-мусульманскую и европейскую науку и философию, но философские взгляды его эклектичны, состоят из широко распространенных в образовании и среди интеллигенции многих стран Европы и Азии светских и религиозных знаний. Мир и все сущее в нем сотворены Богом: Бог продолжает свое существование в природе как ее активное начало, душа. Бог управляет миром, но Бог позволяет каждому действовать самостоятельно. Идеи эти близки к идеалистическому пантеизму. Бога нет нигде и нет места, где бы он ни находился, подчеркивал дагестанский философ. Материальное познается органами чувств и мышлением, так возникла наука; он признавал безграничные возможности человека в научном познании, восхищался достижениями в области естественных наук. Идеальные же сущности — воля, желание, душа, вера и т.д. — познаются разумом, которым управляет Бог; так возникла религия.
Богословие, религия и наука дополняют друг друга. По мнению Алкадари, основным фактором преодоления отсталости и невежества в Дагестане являются наука и техника, подъем образовательного и нравственного уровня людей, перспектива которых связывалась с Россией.
Вслед за европейскими философами-просветителями Лейбницем, Вольтером, Дидро, Гольбахом, Кондорсе, Руссо, Гердером, Гегелем, а также русскими философами Чаадаевым, Хомяковым, Вл.Соловьевым, Данилевским и другими в Дагестане начинается трезвая, а порой и критическая оценка роли ислама как мировой религии и цивилизации.
Так, Гасан Гузунов изучал достижения европейской науки, особенно в области математики и астрономии. Он сторонник гелиоцентрической системы Коперника, теоретической механики Ньютона, Лапласа и др., составлял карты звездного неба, календари. Человек, по его мнению, состоит из смертного тела и бессмертной души. Человек — мыслящее существо, с помощью мышления познает мир. Гузунов полагал, что причиной отсталости, бедности и бескультурья дагестанцев является их традиционный быт, гористое место обитания, непрерывные войны, социальный гнет, колониальная политика царизма. Подобного плана мышлением обладал и Абдула Омаров, который как этнограф, историк, публицист внес большой вклад в дело просвещения и образования, выступал за коренные реформы системы образования. Войну горцев под руководством Шамиля он рассматривал как религиозную войну, отрицательно относился также и ко всей местной арабо-мусульманской интеллигенции, призывал к сближению с российской интеллигенцией и ученым миром.
Имена возмутителей общественного покоя, революционеров и политических вождей, наряду с биографиями многих знаменитых деятелей культуры и искусства: Андерсена, Грига, Мендельсона…, связаны со знаменитым со времен империи Капри. И неудивительно: остров примечателен чудной природой и лазурными пляжами, а история и искусство свидетельствуют здесь о духе борьбы за независимость Италии и освобождение мирового пролетариата, карбонариях Гаррибальди, героев антифашистского Сопротивления, помнят анархиста Михаила Бакунина и вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. На одной из старинных вилл можно увидеть мемориальную доску, на которой написано, что здесь жил «великий русский писатель Максим Горький». Наверное, не всем из нашей делегации, но мне были дороги и места пребывания В.И.Ленина.
Выход из политической раздробленности, экономической и культурной отсталости (Дагестан еще в XIX веке оставался разделенным на 11 феодальных владений и более чем на 60 союзов сельских общин, которые назывались «вольными» обществами) передовые представители интеллигенции видели в сближении с Россией. Башир Далгат высоко оценивал цивилизующую роль России по отношению к народам Кавказа, считал овладение русским языком объективной необходимостью. Сегодня наука убеждена, что нельзя доказать превосходство одного человеческого языка над другим в отношении совершенства и сложности его структуры, но народы различаются именно тем, в какой мере они извлекают из языка те мощные средства, которые организуют мышление. И вот здесь важно своеобразное интеллектуальное воспитание, осуществляемое школьным образованием, в чем Дагестан особо не преуспел – непростительно долгое время его народы не получили возможность массового доступа к тому или иному научному и философскому языку. Далгат выступает за создание нового типа школ, где обучение было бы поставлено как на русском, так и на родном языке. В отличие от тех, кто видел пути прогресса в совершенствовании схоластического средневекового мусульманского образования Дагестана путем введения новых методов обучения и естественных наук, передовые представители дагестанской интеллигенции – Далгат, Омаров и другие — сделали ставку на преимущества «русских и светских школ».
Далгат в то же время выступал против русификаторской политики царизма, за сохранение самобытной культуры горцев. Сопоставляя нормы обычного права горцев и нормы шариата, он пришел к выводу о том, что и те и другие защищают интересы богатых. Он осуждает кровную месть, похищение женщин, калым, выступает против неравноправных отношений мужа и жены, против выдачи несовершеннолетних замуж и т. д. – всего того, что противоборствует с подлинным гуманизмом. По мнению Далгата, борьба против всех социальных негативов, в том числе против косного мышления, должна вестись путем открытия школ, культурных обществ, просветительской деятельности. Разрабатывал вопросы происхождения сущности и социальной роли религии. Главную движущую силу развития общества он усматривал в росте общей культуры и расширении кругозора людей, но еще в начале XX века выступил с требованием замены самодержавно-помещичьего строя конституционной республикой, стал революционным демократом.
Революционному преобразованию Дагестана отдали свои жизни видные сыновья Дагестана Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Алибек Тахо-Годи, Джелалутдин Коркмасов, который, кстати, в 20-х годах ХХ века посетил Италию в составе правительственной делегации России. Говорят также, что с будущим дуче – Муссолини он жил в одной комнате в период учебы в Сорбонне.
Сравнения и сопоставления России и Дагестана с Италией меня не покидали всю поездку. Особо они обострились, когда произошла вторая встреча с дагестанцем – совершенно случайная, с моим давним знакомым со студенческих лет, с доцентом ДГПУ Шамилем Штанчаевым в крошечном Сан-Марино (Светлейшая республика) – одной из старейших стран мира. Мы, как и другие наши туристы, были единодушны: это сказочно уютный потребительский рай, вершина в развитии цивилизации «золотого миллиарда», её самое санаторное воплощение. Должны быть на земле места, где отдыхает глаз и душа, так вот Сан-Марино — такое место. Город, окруженный старинной крепостной стеной, поражает естественной и рукотворной красотой. Мы прогулялись по узким улочкам, продегустировали знаменитые местные вина и ликеры и услышали много русскоговорящих соотечественников из бывших союзных республик. Мысленно пожелали нашим республикам и регионам подобной жизни хотя бы лет через сто — нашим правнукам и прапра…
Я дописываю этот материал после сокрушительного поражения итальянцев в чемпионате Европы от футболистов Голландии. Каждый вид спорта имеет, по существу, этническое происхождение, фиксируя достоинства того или иного народа. По моим наблюдениям, у народов с иррациональным менталитетом преобладают единоборства, у рационалистов – игровые виды спорта со сложными правилами. Массовость и привлекательность футбола обусловлены его отточенным культивированием историческими народами: англичанами, немцами, испанцами, итальянцами… Футбол — это игра, игра, в которой как в никакой другой проявляется коллективный разум, взаимопонимание, товарищество, мужество, упорство, трудолюбие, другие исконные достоинства, скажем, тех же итальянцев. Вот почему я спокоен за турнирные перспективы сборной Италии, как, впрочем, и за цивилизационное будущее всего ее очень симпатичного народа. Но мы любим свою Россию, свой Дагестан, будем болеть за «Анжи» и за сборную России по футболу. Уверен: без Италии, без понимания ее подлинно человеческих достижений и свершений в этом мире, эта любовь была бы неискренней и неистинной.
Статьи из «Общество»
«Возрастной предел» водителя

Рекордсмены продаж

Как вернуть новый автомобиль

От Моздока до Праги

Светлое Христово Воскресение

Сочинение о геноциде русского народа

Русофобия как геополитическая компонента

Победный месяц
