Легенда советской авиации
25 октября исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Амет-Хана Султана (на снимке). Он был легендой военной авиации. И хотя Героя нет с нами, мы всегда будем помнить о нём и чтить его подвиги во имя свободы народа.
Родился Амет-Хан в 1920 году в г. Алупке (Крым) в семье рабочего. Его отец – родом из села Цовкра Кулинского района. В молодости он подался на заработки в Крым, где впоследствии и остался жить. Познакомился там с Насибе, крымской татаркой, женился. Когда Амет-Хана спрашивали, к какой национальности он себя относит, он гордо отвечал: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».
В 1937 году после окончания семи классов средней школы 17-летний Амет-Хан поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. Через год он уже работал слесарем в местном железнодорожном депо. Одновременно проходил обучение в симферопольском аэроклубе, стремясь к исполнению своей мечты – покорению неба.
В феврале 1939 г. был призван в ряды Красной Армии для прохождения военной службы и, конечно, попросился в лётную часть. В 1940 году по окончании Качинской военной авиационной школы Амет-Хан Султан, получив звание младшего лейтенанта, был направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом (Молдавия).
Летал на истребителях И-16 и И-153.
В войне Амет-Хан участвовал с самого её начала. В первый же день нападения фашистской Германии на Советский Союз. Он выполнил несколько боевых вылетов на отечественном истребителе И-153. С марта 1942 года его полк вошёл в состав подразделений противовоздушной обороны г. Ярославля. Именно здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу над противником. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он протаранил на самолёте «Харрикейн» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» застрял в загоревшемся «Юнкерсе», но мужественному лётчику удалось покинуть кабину воздушного судна и воспользоваться парашютом. Позже за этот подвиг он был награждён орденом Ленина.
Летом 1942 года Амет-Хан уже воюет под Воронежем, выполняя боевые задачи на самолете Як-1, а с августа 1942 года участвует в Сталинградской битве. Здесь он и зарекомендовал себя как воздушный ас, за что был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В одном из сражений под Сталинградом советский лётчик на истребителе Як-7 сбил два немецких «мессера», но вскоре его боевая машина была подбита вражеским снарядом. Спасаться от верной гибели Амет-Хану пришлось вновь с помощью парашюта.
В октябре 1942 года он стал командиром 3-й авиационной эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. И в составе этого подразделения участвует в освобождении от немецко-фашистских захватчиков гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, полуострова Крым. Кроме того, он не раз вступал в ожесточённые воздушные бои, которые проходили на Кубани.
24 августа 1943 года командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Этой высокой награды он удостоился ещё раз за свои боевые заслуги спустя полтора месяца после окончания войны – 29 июня 1945 года. Кроме того, на его кителе блестели четыре ордена: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.
Летом 1944 года Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, где участвует во взятии Берлина. Последний воздушный бой гвардии майор провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив вражеский «Фокке-Вульф 190». Всего же за годы Великой Отечественной войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, лично сбил 30 вражеских самолётов.
После окончания войны Амет-Хан был направлен на учёбу в военную академию. В апреле 1946 года был уволен в запас в звании майора. В феврале 1947 года он становится лётчиком-испытателем лётно-исследовательского института в Жуковском (Московская область). Там же он остался жить. За время лётной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей страны. В 1949 году ему был присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а уже в сентябре 1952 года — первого класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В том числе вместе с И. Шелестом в июне 1949 года на самолёте Ту-2 провёл первую в стране автоматическую дозаправку в воздухе.
23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».
Погиб Герой Советского Союза, лауреат Сталинской премии 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16. Амет-Хана Султана похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
В память о нем в городе Алупке установлен бронзовый бюст. Подобные монументы также имеются в городах Махачкале, Каспийске, Феодосии, Киеве, Ярославле, а также селе Цовкра. Кроме того, в Алупке создан музей Амет-Хана Султана.
Добавим, что именем Героя названы улица и площадь в Симферополе, улицы в Махачкале, Казани, Алупке, Евпатории, Феодосии, Жуковском, Избербаше, Каспийске и Хасавюрте.