Купить PDF-версию
16:24 | 09 июня, Пн
Махачкала
X
08:28 23.10.2020

Легенда советской авиации

25 октября исполняется 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны Амет-Хана Султана (на снимке). Он был легендой военной авиации. И хотя Героя нет с нами, мы всегда будем помнить о нём и чтить его подвиги во имя свободы народа.

Родился Амет-Хан в 1920 году в г. Алупке (Крым) в семье рабочего. Его отец – родом из села Цовкра Кулинского района. В молодости он подался на заработки в Крым, где впоследствии и остался жить. Познакомился там с Насибе, крымской татаркой, женился. Когда Амет-Хана спрашивали, к какой национальности он себя относит, он гордо отвечал: «Я не дагестанский герой, и не татарский. Я – герой огромной советской страны».

В 1937 году после окончания семи классов средней школы 17-летний Амет-Хан поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище в Симферополе. Через год он уже работал слесарем в местном железнодорожном депо. Одновременно проходил обучение в симферопольском аэроклубе, стремясь к исполнению своей мечты – покорению неба.

В феврале 1939 г. был призван в ряды Красной Армии для прохождения военной службы и, конечно, попросился в лётную часть. В 1940 году по окончании Качинской военной авиационной школы Амет-Хан Султан, получив звание младшего лейтенанта, был направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишиневом (Молдавия).

Летал на истребителях И-16 и И-153.

В войне Амет-Хан участвовал с самого её начала. В первый же день нападения фашистской Германии на Советский Союз. Он выполнил несколько боевых вылетов на отечественном истребителе И-153. С марта 1942 года его полк вошёл в состав подразделений противовоздушной обороны г. Ярославля. Именно здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу над противником. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он протаранил на самолёте «Харрикейн» вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» застрял в загоревшемся «Юнкерсе», но мужественному лётчику удалось покинуть кабину воздушного судна и воспользоваться парашютом. Позже за этот подвиг он был награждён орденом Ленина.

Летом 1942 года Амет-Хан уже воюет под Воронежем, выполняя боевые задачи на самолете Як-1, а с августа 1942 года участвует в Сталинградской битве. Здесь он и зарекомендовал себя как воздушный ас, за что был включён в состав 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. В одном из сражений под Сталинградом советский лётчик на истребителе Як-7 сбил два немецких «мессера», но вскоре его боевая машина была подбита вражеским снарядом. Спасаться от верной гибели Амет-Хану пришлось вновь с помощью парашюта.

В октябре 1942 года он стал командиром 3-й авиационной эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. И в составе этого подразделения участвует в освобождении от немецко-фашистских захватчиков гг. Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, полуострова Крым. Кроме того, он не раз вступал в ожесточённые воздушные бои, которые проходили на Кубани.

24 августа 1943 года командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Этой высокой награды он удостоился ещё раз за свои боевые заслуги спустя полтора месяца после окончания войны – 29 июня 1945 года. Кроме того, на его кителе блестели четыре ордена: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

Летом 1944 года Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, где участвует во взятии Берлина. Последний воздушный бой гвардии майор провел 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом «Темпельхоф», сбив вражеский «Фокке-Вульф 190». Всего же за годы Великой Отечественной войны Амет-Хан Султан совершил 603 боевых вылета, лично сбил 30 вражеских самолётов.

После окончания войны Амет-Хан был направлен на учёбу в военную академию. В апреле 1946 года был уволен в запас в звании майора. В феврале 1947 года он становится лётчиком-испытателем лётно-исследовательского института в Жуковском (Московская область). Там же он остался жить. За время лётной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей страны. В 1949 году ему был присвоен третий класс лётчика-испытателя, в январе 1950 года – второй класс, а уже в сентябре 1952 года — первого класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания. В том числе вместе с И. Шелестом в июне 1949 года на самолёте Ту-2 провёл первую в стране автоматическую дозаправку в воздухе.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

Погиб Герой Советского Союза, лауреат Сталинской премии 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16. Амет-Хана Султана похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

В память о нем в городе Алупке установлен бронзовый бюст. Подобные монументы также имеются в городах Махачкале, Каспийске, Феодосии, Киеве, Ярославле, а также селе Цовкра. Кроме того, в Алупке создан музей Амет-Хана Султана.

Добавим, что именем Героя названы улица и площадь в Симферополе, улицы в Махачкале, Казани, Алупке, Евпатории, Феодосии, Жуковском, Избербаше, Каспийске и Хасавюрте.

Похожие

Подвиг на реке Десне

142
Ризван Сулейманов (на снимке – с женой) воевал с немецко-фашистскими захватчиками в Великую...

Трудный жизненный путь

58
Великая Отечественная война оставила свой горький след в судьбах большинства советских...

Вековая история фронтовика

309
100-летний юбилей отпраздновал на днях ветеран Великой Отечественной войны Тагир Тагиров....

Признание боевых заслуг

68
Участник Великой Отечественной войны, старший лейтенант Александр Суров боролся с...

Эхо одного подвига

48
Великая Отечественная война не только драматический, но и героический период истории нашей...

Как в бою, так и в труде

51
Ирбайхан Акаевич Акаев – один из достойнейших представителей блестящей плеяды...

Автограф на рейхстаге

94
Уроженец дагестанского села Кумух Яков (Якуб) Сулейманов в годы Великой Отечественной войны...

Враг не прошёл

47
В летописях Великой Отечественной войны насчитывается немало исторических событий, которые...

Чтобы знали, чтили, помнили

59
Победа СССР в Великой ­Отечественной войне – подвиг советского народа, который навсегда...

Статьи из «Победители»

Выжил вопреки смертям

10
Наша страна, а вместе с нами и наши друзья из дружественных государств торжественно отметили всенародный праздник – 80-летие Великой Победы над фашистской...

Наша общая память

17
Восемьдесят лет миновало со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы времени ни прошло, та война по-прежнему бередит душу воспоминаниями, забыть...

Оружие Победы

24
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Любить и защищать

17
Кажется, о Великой Отечественной войне столько уже сказано и написано, но и сегодня, спустя...

«Золотой ключик» спас жизнь сержанта

38
Герой Советского Союза полковник Эльмурза...

Отважный разведчик Джамалутдин Гусейнов

56
В архиве Буйнакского музея боевой славы (филиал...

Лучшая песня

8
Стихотворение «Журавли» впервые было напечатано в 1968 году в журнале «Новый мир». Это...

Нет сильней солдат России!

3
Политическая культура в стране должна быть всесторонне объективной. Если сегодня закрыть...

Он сражался за Родину

27
9 мая страна отметит великую дату – 80-летие Победы в одной из самых кровопролитных, чудовищных войн человечества. Всё меньше среди нас остаётся участников той...

Тыл – опора фронта

92
Победа советского народа в Великой Отечественной войне явилась наглядным выражением...

Заря Победы над планетой

18
Черным пятном на биографию человечества легла Вторая мировая война, которая по сути дела...