Легенды Ихрека
Многие дагестанские села славятся природными памятниками и связанными с ними легендами и преданиями. О некоторых из них, расположенных в окрестностях селения Ихрек Рутульского района, я хочу рассказать. Но прежде два слова о селении. Слово «ихрек» в переводе с рутульского означает пришелец. Расположено село в долине реки Кара-Самур. Река издревле служила дополнительной преградой и защитой от набегов многочисленных врагов. Само же село раньше располагалось на горе Пудик, в местечке Дынгид. Место для аула было выбрано не случайно – ровную площадку, на которой он стоял, окружали скалы – естественные крепостные стены. Однако, как бы хорошо ни заботились первые жители села о своей безопасности, выбрав это место, отстаивать свою независимость малым числом было сложно. Вот и собрались в Ихрек горцы из соседних малочисленных сел, чтобы сообща жить и сражаться. Окружающие село скалы стали источником многочисленных преданий. Жительница Ихрека, студентка ДГПИ Шухраи Балаева записала многое со слов старожилов С. Гашимовой, Н. Гашимовой и других. Мне же осталось лишь придать им литературную форму.
Скала Гасана
Скала Гасана расположена на северо-востоке от Ихрека, на границе с селением Верхний Катрух. По структуре это складчато-глыбовая гора, возникшая в результате действия подземных сил. И хотя местные жители называют этот природный памятник скалой, по сути это довольно большая гора – слои осадочных пород изогнулись в огромные складки, и их гребни поднялись на несколько километров ввысь. В результате сильного выветривания скалы приобрели причудливые формы, а растительность почти полностью покинула склоны.
Говорят, своим происхождением скала-гора обязана некоему охотнику Гасану, нарушившему законы гор. Для всех мусульман пятница считается священным днем, когда нельзя рубить деревья, ходить на охоту. Гасан нарушил этот запрет, отправившись в одну из пятниц в горы. Почти сразу он наткнулся на стадо оленей. Он уже вскинул ружье, но увидел в центре стада женщину, которая доила олениху. Рядом с ними скакал молодой олененок. Неведомая сила помешала охотнику выстрелить, и он вернулся домой без добычи.
Решив наверстать упущенное, Гасан отправился на охоту на следующий день. И опять встретил женщину с белоснежной оленихой и резвым олененком, которых не смог подстрелить. На третий день все повторилось.
Гасан решил во что бы то ни стало убить олененка и вскинул ружье. Заметив охотника, женщина преградила ему путь, умоляя пощадить олененка. Но молодой человек не внял ее мольбам и спустил курок. «Что ты наделал! – воскликнула женщина, видя, что пуля пронзила сердце благородного животного. – Теперь тебе придется навсегда остаться на этой горе!»
После этих слов прогремел гром, и скалы стали двигаться, подниматься. Там, где охотник проходил без труда, возникли непреодолимые стены и пропасти. Не обойти и не перепрыгнуть…
Три дня приходили к скалам односельчане, пытавшиеся выручить охотника, но безрезультатно. В конце концов невеста Гасана решилась на отчаянный шаг. «Ты сильный и смелый, – крикнула она охотнику, – ничего не боишься, я верю в тебя! Прыгай, и да спасет тебя любовь моя!» После этих слов Гасан решился, он не мог поступить иначе. Но пропасть была слишком широка, и только капли крови упали к ногам его невесты, Гасан разбился, не преодолев расстояния.
С тех пор и зовется скала именем Гасана. Чтобы люди помнили: нельзя нарушать законы гор.
Обратись же ты в камень!
В народе говорят, что во время праздника Навруз-байрам могут происходить удивительные вещи – сама собой остановится мельница, пересохнет обильный родник, повалятся деревья… Но увидеть подобные явления способен только хороший человек, и в этот момент он может загадать желание, которое непременно исполнится.
Случилось так, что в ночь праздника один из двух братьев-чабанов пошел к роднику за водой. К его удивлению, воды в роднике не было. Вспомнив народное предание, молодой человек загадал: пусть исполнится не его желание, а желание его брата, которого он любил нежно и преданно.
Вернувшись с пустыми руками, чабан объяснил брату, что вода в роднике иссякла. Старший брат не поверил юноше и отправился посмотреть. Естественно, нашел родник в полном порядке. Набирая воду, он послал брату проклятие, пожелав, чтобы тот за свою шутку обратился в камень.
Желание старшего брата исполнилось в точности – вернувшись к кошаре, он нашел на месте дома огромную скалу, из-под которой слышались блеяние баранов и голос младшего брата, распевавшего какую-то песню. Говорят, эта песня была слышна еще около месяца…
Это легенда. На самом же деле нет ничего невероятного в том, что родники в горах пересыхают или на ровной площадке неожиданно появляются скалы. Виной всему – все та же подземная работа земной стихии, которая не прекращается.
Ущелье Гурге…
Ущелье Гурге красиво и своеобразно. Оно начинается у окраины села Нерес и заканчивается у села Верхний Катрух. Вход в ущелье напоминает ворота – узкий, сложенный из твердых пород. Высота ущелья – 100-150 метров, его общая протяженность равна 7-8 км. На севере ущелье расширяется, но склоны его продолжают оставаться крутыми. По дну течет река Гурге.
В нижней части ущелья расположены прекрасные альпийские луга, которые издавна используются местными жителями для выпаса скота.
… и Алахана
Ущелье Алахана расположено к юго-западу от селения Ихрек. На его склонах раскинулись сенокосные участки, пастбища, поля, орошаемые рекой Алахун. Здесь выращивают пшеницу, картофель, лен. По берегам реки раскинулись облепиховые деревья. Ущелье могло бы славиться облепихой, если бы ее варварски не уничтожали, освобождая место под посадки.
Когда-то в ущелье Гурге были древние цахурские аулы. Время оставило от них только стены да эту легенду. Когда по этим ущельям проходили завоеватели, сея смерть, жила в этих местах старая женщина по имени Дурадж. Во время одной из схваток с врагом погиб единственный сын Дурадж, а она, к удивлению горцев, нанялась после этого печь хлеб завоевателям. Пришельцы потешались над старухой. Отвели ей место рядом с собаками, есть давали из собачьей миски. Но все сносила старая женщина: и позор, и унижение. В конце концов она добилась своего – враги перестали на нее обращать внимание. Это позволило ей найти скрытые тропы, и, когда враги уснули, Дурадж провела через ущелья Гурге и Алахан остатки воинов-горцев в безопасное место в горы: спасла земляков и отомстила врагам за сына.
Священный лес
Еще в 20-е-40-е годы Ихрек, как и в целом район, охранялся хорошо. Лес начинался прямо за селом. Его, конечно, рубили, но со знанием дела, соблюдая меру, только с разрешения лесничего или председателя сельсовета. О сплошной вырубке не было речи.
Сегодня леса грабят. Для будущих поколений остались лишь щепки. И самое обидное – в последнее время особый урон доставляют лесу любители отдыха на природе. От безответственного отношения к окружающему богатству леса горят ежегодно. Стоит оставить после шашлыка незатушенный костер, пожар неминуем. За последние десять лет большие пожары произошли в Ихрекском лесу. Последний длился три дня и с трудом был остановлен усилиями пожарных.
Единственное место, где сохранился лесной массив, – так называемый священный лес, расположенный на восточном склоне горы Гашай. Старики и муллы ни при каких условиях не позволяют портить этот участок леса, понимая, что может произойти, если его не станет.
Бурное таяние снега весной, обильные дожди осенью разрушают верхний покров, что обычно приводит к оползням и селям. От подобной беды может защитить только лес. В священном лесу преобладают лиственные деревья: береза, липа, осина, ива, дуб, есть и сосна. Священный лес является не только защитником расположенных под ним полей, но и регулятором влаги.
Ихрекцы гордятся своим священным лесом. Думается, это законная гордость, ведь в других местах лес сохранился только там, куда человек не смог дотянуться, – на недоступных скалах и крутых склонах.
Хочется верить, что молодое поколение воспримет мудрость стариков и продолжит эту добрую традицию, распространив эту «святость» и на другие леса.
Перевал Гарадана
Перевал Гарадана соединяет Ихрек с Цахуром и Азербайджаном. Перевал очень крутой и большую часть года покрыт снегом. С одной стороны склоны голые, а с другой покрыты прекрасным лесом, где растут лиственные деревья и высокие сосны.
Задумали как-то муллы Цахура построить новую мечеть. Искусные камнерезы вырубили миграб, лучшие мастера сложили стены, а когда настало время возводить купол мечети, выяснилось, что для этого необходимы те самые сосны, что росли на противоположном склоне перевала. Муллы послали за бревнами сорок юношей аула. Юноши срубили самые большие и ровные сосны, но поднять их к перевалу не смогли. Как это сделать? Задумались. Человеческих сил не хватит. Так ничего и не решив, муллы разошлись по домам.
– Послушай, – сказала ночью главному мулле его хитрая жена, – зарежь 40 баранов, пригласи лучших музыкантов и самых красивых девушек. После праздника в присутствии первых красавиц юноши сделают невозможное, перенесут бревна через перевал!
Так и сделали. Окрыленные музыкой и улыбками красавиц, юноши перенесли бревна, но после этого замертво легли перед недостроенной мечетью, и вместо радости пришло в сорок домов горе.
Сорок дней и ночей плакали в сорока домах матери, сестры и невесты, скрипели зубами отцы и братья… А на сорок первый день собрались они на площади перед мечетью, выбрали самое легкое бревно и навалили на плечи хитрой жены главного муллы. Заиграли зурна и барабан, и под смех и крики сельчан потащилась коварная женщина в гору.
Надо ли говорить, что до перевала она не дошла, а ее запуганный муж убежал из аула? Гарадана переводится с рутульского как шея. Видимо, потому, что в народе говорят: муж – голова, а женщина – шея, куда шея повернет, туда и голова.