Легенды о Хаджи-Мурате
О нем действительно еще при его жизни ходили легенды.Что самый храбрый воин, меткий стрелок, лошадью управляет лучше всех, спокойно прыгает с одной скалы на другую, держа для равновесия в руках ружье. Что три жены – грузинка, чеченка и аварка – сопровождали его в военных походах и вылазках. Хотя на самом деле известно только о двух женах: грузинке и чеченке.
Некоторые историки, кто изучал его биографию, утверждают, что все перечисленное на самом деле истина, а не легенды. Но самым неоспоримым фактом остается то, что такой воин, как Хаджи-Мурат, – это реальное лицо. Что был он в одно время сподвижником имама Шамиля.
Об этом говорит и сам автор повести Лев Толстой: «Хаджи-Мурат – один из тех воинов, которого боялась даже пуля. Не он кланялся ей, а пуля обходила его стороной. О нем слагали песни и сочиняли стихи».
Однако дата рождения этого отважного воина точно не установлена. То пишут, что он родился в 1816 году, то в 1817 году. Что касается даты смерти, то тут тоже присутствуют расхождения. По одним данным, погиб он 5 мая 1852 года, по другим – 5 июня 1853 года.
Писатель Антон Павлович Чехов так вспоминал свой разговор в 1902 году с писателем Львом Толстым о Хаджи-Мурате.
«Я спросил его, зачем он пишет повесть о человеке, который был совершенно другого верования, другого менталитета? О таких людях мы все-таки мало знаем. Разве это интересно»?
Лев Толстой, крякнув тихо в кулак, ответил:
«Это был герой моего времени. Не было, наверное, более смелого человека, чем он. Говорят так метко из ружья никто из его сверстников не стрелял. Недаром о нем гуляли славные легенды. Вы не жили в то время, а я жил. И находясь в Дагестане, помню, как буквально даже воздух был пропитан духом таких воинов, как Хаджи-Мурат. Я хотел в свое время увидеться с ним. Но захотел бы он увидеть меня? В то время я был совсем юный. Мне было 23 года. И потом я не знаю, что бы у него спросил, о чем бы мы говорили. Но все поступки у него были благородными, справедливыми, а не хищническими, как думают некоторые историки».
* * *
При жизни Льва Толстого повесть «Хаджи-Мурат» не была напечатана. Произведение увидело свет только спустя два года после смерти автора.
Так зачем Хаджи-Мурат решил уйти на службу к «белому» царю? Как следует из истории, всё дело в том, что имам Гамзат-бек жестоко расправился с аварскими ханами, заманив их в свою вотчину. Свидетелем этой расправы стал брат Хаджи-Мурата Осман, который случайно уцелел. Дело это случилось так. Осман был в числе тех, кто сопровождал ханов Абу-Нуцала и Уммахана к имаму Гамзат-беку. Когда Осман вышел из палатки, где проходили переговоры, один из мюридов Гамзат-бека сказал Осману, что их убьют, и посоветовал скрыться.
– Я не могу уйти. Не хочу оставлять в беде товарищей, – ответил Осман.
Мюрид усмехнулся и тихо проговорил:
– Ты можешь прямо сейчас успеть сесть на коня и сообщить своим друзьям об опасности. И поступишь правильно.
Осман так и сделал. Но сообщить не успел. По дороге к себе в аул он услышал выстрелы и понял, что ханов убили. Это произошло летом 1834 года.
После этого Гамзат-бек занял Хунзах. Но спустя некоторое время возник заговор, и Гамзат-бек был убит. И убил его со своими товарищами Осман. А юный Хаджи-Мурат в это время возглавил своих воинов и повел их на ханский дворец, в котором укрылась охрана Гамзат-бека. В этой стычке погиб и Осман.
Эти события раскололи аварцев. Одни выразили свою верность Шамилю, а другие подались на службу к царю. История гласит, что с этого момента Хаджи-Мурат встал в ряды противников имама Шамиля. Впрочем, это было неизбежно. Смерть наследников ханства и последующая месть за них определили на этом этапе позицию Хаджи-Мурата. Много друзей и родственников он потерял, защищая политический выбор Аварского ханского дома и хунзахцев. В 1836 году Хунзах заняли войска генерала Иосифа Реута, и после этого временным правителем Аваристана был назначен Ахмед-хан. С его назначением между ним и вспыльчивым Хаджи-Муратом, как отмечает исследователь М. Гаммер, «сложились отношения соперничества, которые со временем переросли во вражду».
В 1840 году наговоры Ахмед-хана привели в конце концов к аресту Хаджи-Мурата. А вот наместник на Кавказе генерал-фельдмаршал князь Михаил Воронцов считает, что это сам Хаджи-Мурат провоцировал на конфликт Ахмед-хана. Единого мнения по этому вопросу нет.
Вот о чем писал Михаил Воронцов:
«При каждом удобном случае Хаджи-Мурат объявлял Ахмед-хану, что он тоже значимое лицо, так как поставлен генералом Клюгенау управляющим Аварии. Изначально были взаимные выпады, а потом произошло и недопустимое недоразумение».
Какая из этих версий верная – остается только гадать. Как мы понимаем, в итоге опять возникает своего рода легенда, окутанная противоречиями вокруг жизни очень храброго воина. В конце концов Хаджи-Мурата обвинили в ведении тайных переговоров с Шамилем и решили сослать в Темир-Хан-Шуру. То есть устроить ему почетный арест.
Но по пути он смог сбежать, совершив очень рискованный прыжок со скалы. Так ловко прыгать умел только он один. По одной из легенд, Хаджи-Мурат увлек двух конвоиров за собой и они погибли. А по другой – прыгнул сам, а конвоиры стали стрелять, и один из них попал ему в левую ногу. С тех пор у Хаджи-Мурата осталась легкая хромота.
Кстати, авторитетный журнал «Русская старина» в 1881 году отмечал: «Бесстрашие Хаджи-Мурата было поразительно даже на Кавказе. Это был дьявол, неуловимый дьявол». Военный историк, полковник Арнольд Зиссерман называл Хаджи-Мурата «гениальным дикарем» и храбрейшим из самых храбрых горцев».
В 1840 году Хаджи-Мурат перешел на сторону Шамиля. В течение почти 10 лет он являлся правой рукой имама. В эти годы он организовал немало неожиданных, ошеломляющих противника набегов, сделавших его имя самым легендарным не только в Дагестане и Чечне, а во всей России. В 1841 году в битве при ауле Цельмес горцы во главе с Хаджи-Муратом и Шамилем нанесли сильное поражение царским войскам. А уже в 1842 году они заняли Кази-Кумух и тем самым спровоцировали восстание лакцев, увеличив свой отряд с 5 тысяч до 15 тысяч.
Но из-за интриг завистников после не совсем удачного похода Хаджи-Мурата на Табасаран в 1851 году отношения между ним и Шамилем обострились. По другой версии, никакой ссоры между ними не было и что уход Хаджи-Мурата был просто своего рода планом, принятым с целью разведки и получения информации в тылу врага.
Тем не менее в 1851 году Хаджи-Мурат ушел от Шамиля в село Батлаич. После этого со своими подчиненными отправился в крепость Воздвиженскую, где располагался Куринский егерский полк под командованием полковника Семена Воронцова. Полковник тут же поспешил обрадовать государя Николая известием, что «прибыл храбрейший из всех храбрых воинов Хаджи-Мурат со своей свитой».
Со временем деятельный, энергичный Хаджи-Мурат, оказавшись в не очень комфортной для себя обстановке, стал переживать за семью. У него не было никаких известий о них. И вот он принимает решение бежать обратно в горы.
Однажды в одной из загородных прогулок, застрелив двух конвойных, Хаджи-Мурат и его несколько нукеров пустили лошадей в галоп. За ними была организована погоня. Более 100 казаков (по другим данным – 300) и 50 человек горской милиции устремились вслед за Хаджи-Муратом и его нукерами.
По воспоминаниям генерала Василия Потто: «Хаджи-Мурат и его люди сражались до последнего патрона. У нас было убито три милиционера и девять тяжело ранено. Хаджи-Мурат и два его нукера погибли, а двое других получили ранения и были взяты в плен. Их потом судили военным судом».
Отсеченную голову Хаджи-Мурата отправили в Санкт-Петербург якобы для того, чтобы показать ее императору.
Не так давно в Москве была издана книга российского историка Рудольфа Иванова под названием «Правда о Хаджи-Мурате». В этой книге автор попытался донести до читателей простую мысль: не может цивилизованная страна хранить череп такого известного человека, которого очень почитают на Кавказе, в каких-то музейных подвалах. Череп необходимо захоронить в той могиле, в которой находится тело.
Использована литература:
Антон Павлович Чехов. Том 17.
Арнольд Зиссерман (историк Кавказа) – статья «Десять лет на Кавказе».
Журнал «Современник».
Журнал «Русская старина». 1884 год.