Лермонтов, Бендер и казаки
XX ежегодный конкурс «СМИротворец-Кавказ-2018» прошел в городе Ставрополе. О его итогах мы уже писали, теперь же расскажем читателям о не менее значимой части форума – культурно-познавательной программе, подготовленной для гостей организаторами.
Ставрополь встретил участников «СМИротворца» замечательной теплой погодой. Вот организаторы и решили, как говорится, совместить приятное с полезным – показать членам жюри и номинантам конкурса в первую очередь лермонтовские места в Пятигорске. А их, к слову, в городе множество, и к каждому горожане стараются привести своих гостей. По словам экскурсовода, для горожан Лермонтов — не просто гений русской литературы, это человек, которого они все считают почти своим земляком и память о нем чтут свято.
Первым делом гостям показали место гибели великого русского поэта. Памятник, притаившийся в тени раскидистых деревьев, со всех сторон окружают клумбы и цветники, посаженные заботливыми жителями города. Сегодня это та часть Пятигорска, где собираются и фотографируются на память туристы и горожане. Но ночью далекого 1841 года именно здесь произошел роковой выстрел, сразивший поэта.
Как утверждают лермонтоведы, поэта можно было спасти, но, увы, в течение нескольких часов ему не оказывали помощь. Почти до полуночи раненый поэт лежал под дождем. К находившемуся в опале у царя, да к тому же принявшему участие в дуэли, запрещенной законом, Лермонтову боялись подойти, опасаясь навлечь на себя немилость государя. А многие и вовсе радовались, что поэт умирает, потому что не любили его за острые эпиграммы. О чем думал Лермонтов, оставшись наедине со смертью? Предполагать сложно. Каждый оказавшийся здесь размышляет на эту тему по-своему и уходит с толикой грусти в душе.
Однако ближе к полуночи нашлись люди, которые, несмотря ни на что, под покровом ночи забрали Лермонтова в домик под камышовой крышей, в место, где жил и творил поэт. Там вскоре он и скончался. Сегодня этот домик – один из излюбленных туристами музеев. Участники форума «СМИротворец» его посетили, увидели комнату и стол, за которым писались главы знаменитого романа «Герой нашего времени», рукописи известных произведений поэта.
Наше путешествие продолжилось, и мы отправились в другое место, где при жизни бывал Лермонтов, – к великолепному памятнику, украсившему горный пейзаж Пятигорска (на снимке), к белоснежной беседке-ротонде. Она располагается на такой высоте, откуда открывается вид практически на весь город. Почему ее называют Эоловой? По словам экскурсовода, при возведении предполагалось, что в центре нее будет возвышаться статуя греческого бога ветров Эола. Однако главный врач Кавказских Минеральных Вод предложил другое – установить на крыше эолову арфу – музыкальный инструмент, начинающий звучать от движения воздуха. Доктор посчитал, что музыка будет благотворно влиять на отдыхающих, даря умиротворение и душевный покой. Его идею поддержали, и вскоре над куполом появилась эолова арфа, при малейшем ветерке наполнявшая чарующими звуками всю округу. Сегодня, конечно же, эоловой арфы здесь нет. Умиротворяющая музыка звучит из спрятанных под куполом колонок.
Ну а дальше нас ждала встреча с персонажами выдающегося романа XX века «Двенадцать стульев». Как мы помним, Ильф и Петров заставили своих героев изрядно поколесить, и неудивительно, что в какой-то части повествования любимые всеми нами персонажи вдруг оказались в городе-курорте. Как подтверждение этому стоит у входа в один из старинных парков Пятигорска запечатленный в камне Киса Воробьянинов. Авантюрист просит милостыню. Помните его знаменитую фразу на французском: «Мсье, же не манже па сис жур», что в переводе означает: «Господа, я не ел шесть дней». Вид у Кисы, кстати, действительно очень жалкий – стоит он со склоненной головой возле большого саквояжа и с тоской смотрит в перевернутую шляпу. Гости спешат сфотографироваться с ним, а кто-то кидает в шляпу монетку. Говорят, это приносит удачу.
Пока Киса, как может, зарабатывает на жизнь, пройдоха Остап облюбовал себе другое местечко, в еще одной исторической части Пятигорска — у входа к природной карстовой пещере Провал. В ее глубине находится знаменитое лечебное озеро, которое в романе «Герой нашего времени» упоминал Лермонтов.
Однако известность оно получило после экранизации романа «Двенадцать стульев». Помните сцену, где великий комбинатор, увидев, что за вход в пещеру никто не берет денег, решил исправить ситуацию и стал продавать билетики? И сегодня у входа в Провал стоит скульптура Бендера, он, как и в фильме, стоит с билетами в руках. По устоявшейся примете билетики и нос Остапа нужно потереть. По словам горожан, это тоже приносит удачу в финансовых делах. Не знаю, кто в это верит, но, судя по тому, что нос у Остапа блестит на солнце, желающих привлечь к себе успех и благополучие среди гостей Пятигорска немало. Вот и журналистская братия недолго думая натерла нос знаменитому комбинатору. Поглядим, может, городская примета все же работает…
Получив литературно-исторический заряд в Пятигорске, участники форума направились в казачью станицу Горячеводскую. Знакомство с традициями казачества началось, как говорится, с порога. С порога… конюшни!
Почему с конюшни, рассказала встретившая нас подъесаул станицы Вера Труфанова.
– Гость для казака – посланник Бога, самый дорогой человек, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – Прежде чем пригласить в дом, его знакомят с верными друзьями человека – лошадьми. Конь для казака – это член семьи, друг, соратник, боевой товарищ. В древности жены казаков, отправляя своих мужей на сражения, обращались к коням, чтобы те оберегали их любимых. А когда конь возвращал домой невредимого хозяина, женщины в благодарность чистили ему копыта, натирая их травой, угощали всякими лакомствами и говорили лошадям слова благодарности.
Вера Федоровна ознакомила нас с убранством куреня – избы казаков. Гости оценили и само убранство, и чистоту, и стряпню. Здесь всё, как положено. В красном углу – икона. Чудо-печь в идеальном рабочем состоянии. Всюду утварь, без которой невозможно представить себе хозяйство казачки: старый сундук с бабушкиным приданым, прялка, покрывала и коврики ручной работы… Кстати, все эти музейные экспонаты запросто можно потрогать руками.
И как же встретить гостя без застолья?! Само собой, никак. Поэтому в избе нас ждали накрытые столы. Еда самая простая, без ГМО и химии. Яйца, за качество которых хозяева отвечают, ведь каждую несушку знают «в лицо», капуста, огурчики… М-м-м… Всё домашнее, с грядочки. Картошечка, как положено, в чугунке сварена и подана прямо из печи. Вареники, приправленные лучком, поджаренным на постном маслице. Компотик и то, чем казаки принципиально не торгуют, – самогон, наливочка и домашнее винцо. Пробуя всего понемногу, гости слушали рассказы Веры Федоровны о необычных традициях и обычаях казаков, о том, как из года в год активисты Горячеводской станицы встречают своих гостей у себя на подворье и знакомят их со своим бытом и историей.
Однако и это еще не все! Очередной «фишкой» праздника казачьей культуры стали артисты народного ансамбля «Горячеводские казаки». Когда они заиграли и запели (казаки, как водится, те еще вокалисты), гости с трудом сдерживались, чтобы не пуститься в пляс.
Кульминацией посещения станицы стал обряд сватовства. Жениха и невесту гости выбирали сами. В итоге по казачьим обычаям помолвлены были дагестанец и осетинка. Каждого предварительно разодели и научили, как и что говорить. Получилось незабываемое импровизированное театральное действо, которое каждый из нас запомнит надолго.
… А на следующий день всех ждали круглые столы, дискуссии и серьезные обсуждения в рамках форума «СМИротворец-Кавказ», в ходе которых поднимались насущные вопросы современной истории страны. Пусть простят меня организаторы конкурса, но, думаю, не ошибусь, если скажу, что в памяти участников этого форума яркими воспоминаниями на протяжении многих лет будет всплывать именно этот незабываемый день. Ведь в нем было все – и печаль по погибшему поэту, и наслаждение видами замечательного Пятигорска, и хлебосольные казачки. К этому хочется возвращаться вновь и вновь!