Купить PDF-версию
11:06 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X

Летчик-разведчик из Каякента

Мугутдин Багаутдинов, доцент ДГПУ, Саид Мирзаев, Гаджи Мирзаев
Выпуск - 2020 №154
383

В огненные сороковые люди хлебнули лиха сполна: кто-то пол-Европы по-пластунски пропахал, кто-то бороздил небо на боевых самолётах. Среди многих советских героев небесного фронта был и наш земляк, выходец из селения Каякент, боевой летчик, ныне полковник в запасе Алексей Михайлович (Рагим Магомедович) Рагимов (на снимке).

Его судьба схожа с судьбой многих сверстников того времени. После окончания в 1937 году 7-го класса Каякентской неполной средней школы, оставшись круглым сиротой, для продолжения учебы он поступил на рабфак Дагестанского педагогического института в Махачкале. В то время на рабочем факультете юноши, приехавшие из аулов Дагестана, обеспечивались бесплатным питанием, проживанием в общежитии, имели хорошую учебную базу.

После рабфака в 1940 году он вернулся в Каякент и продолжал учебу в 9 классе сельской школы. В конце 2-й четверти в Каякентскую школу приехал представитель Сергокалинского райвоенкомата, который подбирал старшеклассников для направления на учебу в Грозненскую военно-авиационную школу. Из Каякентского района для направления в Грозненскую ВАШ было отобрано восемь юношей, которым предстояло на месте пройти летно-медицинскую комиссию и сдать экзамены.

Так сложилось, что по заключению медицинской комиссии и по результатам экзаменов из прибывших восьми кандидатов в авиашколу приняли только нашего дядю (авторы – племянники ветерана. – Ред.). Учеба в авиашколе для него была первым испытанием на выносливость. Учились по 12 часов в сутки (8 классных занятий и 4 часа самостоятельной подготовки). Его целеустремлённая и напряженная учеба дала хорошие результаты.

В январе 1942 года он окончил Грозненскую военно-авиационную школу в воинском звании сержанта и был отправлен в часть. В этом же году его лётная часть участвовала в Сталинградской битве.

Наступательная операция под Сталин­градом началась 19 ноября 1942 года. Зима выдалась холодной, снежной, бушевали метели, сковывал мороз. Лётчики выполняли полеты на низкой высоте. Части и соединения Юго-Западного и Сталинградского фронтов к концу января 1943 года наголову разбили немецко-фашистские части под Сталинградом, окружили и взяли в плен много солдат, офицеров и генералов 6-й немецкой армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом. После разгрома немцев под Сталинградом и освобождения Дона в феврале 1943 года войска Юго-Западного фронта подступили к границам Украины, к Луганской и Харьковской областям.

Части и соединения 3-го Украинского фронта продолжали продвигаться на запад, освобождая все новые города и населенные пункты Украины. 282-й авиаполк, где служил Алексей Рагимов, выполнял задания штаба 3-го Украинского фронта с большой нагрузкой, каждому экипажу приходилось выполнять по 2-3 вылета в день. В сентябре 1943 года нашему дяде было присвоено офицерское звание младшего лейтенанта, и он был награжден орденом Отечественной войны II степени.

В дальнейшем он выполнял боевые полеты во время военных операций по освобождению городов и областей Украины: Донской, Запорожской, Днепропетровской, Николаевской, Одесской. Весной 1944 года в непогоду они выполняли очень трудные задания. На бреющем полете по узкому трехкилометровому коридору нашим лётчикам надо было доставлять боеприпасы и необходимые грузы частям, защищающим город Николаев. К сожалению, в этих полетах их часть понесла большие потери.

За активные боевые действия при освобождении города Николаева и других городов Украины авиаполк был награжден орденом Богдана Хмельницкого II степени. Летом 1944 года нашему дяде было присвоено воинское звание лейтенанта.

После освобождения Украины 282-й авиаполк в составе 3-го Украинского фронта, затем Южной группы войск продолжил наступление за пределами СССР, началось освобождение народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и Австрии.

Наиболее ожесточенные бои проходили при взятии города Будапешта и операции у озера Балатон в Венгрии. Под городом Шекешвехервар немецко-фашистское командование бросило в бой свои последние воинские резервы, новые танковые соединения. В это время (в январе 1945 года) были очень плохие погодные условия, стоял низкий, густой туман. Ввиду нелетной погоды бомбардировщики в воздух не поднимались. Вся нагрузка легла на летный состав 282-го авиаполка. Нужно было по заданию штаба фронта ежедневно, несмотря на туманную погоду, на бреющем полете производить разведку переднего края фронта, чтобы установить места расположения немецких частей, количество танков, орудий и бронемашин.

В одном из таких полетов 19 января 1945 года самолет Рагимова был обстрелян с железнодорожной платформы. Машина опасных повреждений не получила, но пули попали в хвостовую часть самолета, повредив обшивку. Экипаж сумел благополучно вернуться на свою площадку и привезти нужную информацию о месте расположения скрытых немецких танков, подвозе боевой техники к линии фронта.

За выполнение боевых заданий А. Рагимова второй раз наградили орденом Красной Звезды. За время войны по заданию штаба 3-го Украинского фронта Южной группы войск наш дядя совершил 428 боевых вылетов и 910 посадок. Изучая военную биографию летчиков периода Второй мировой войны, мы обратили внимание, что не каждому из них удавалось совершить такое количество боевых вылетов. К примеру, у нашего прославленного летчика-аса Амет-Хана Султана их насчитывается 520, за что он стал дважды героем Советского Союза.

При налете немецкой авиации на площадку нашей эскадрильи дядя был ранен в ногу, лежал в госпитале, после выздоровления опять вернулся в действующую часть, чтобы продолжать бороться с фашистами.

За образцовое выполнение заданий командования он был награжден пятью орденами, в том числе двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. К Дню защитника Отечества в связи с 60-й годовщиной освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков ему было присвоено воинское звание подполковника, а к 62-й годовщине – звание «полковник в отставке».

После войны в конце 1947 года авиаполк, где он служил, перебазировался в город Киев. Затем его перевели в 255-ю отдельную авиаэскадрилью Киевского военного округа. В дальнейшем до 1953 года ветеран войны служил заместителем командира авиаэскадрильи десятой авиа­школы пилотов в городе Кременчуге. Там он женился на славной боевой подруге Лидии Павловне, с которой прошел через суровые испытания военных лет. Эта чудная женщина была предельно внимательна к нам, его племянникам.

В 1954-1957 годах наш дядя служил летчиком-инструктором Харьковского военно-авиационного училища, летал на реактивных бомбардировщиках «Ил-28», обучая будущих штурманов самолётовождению и бомбометанию. За период своей нелегкой службы испытал 18 типов самолетов.

Наш дядя не любит рассказывать о своих подвигах на фронте. Зато о самолетах может увлечённо говорить часами. Он и сейчас может, несмотря на свой возраст, а 22 декабря 2019 года ему исполнилось 98 лет, сесть на любой самолет или вертолет и взлететь. Небо – его стихия. От полетов он получал истинное удовольствие в период своей лётной работы.

В 1958-1960 годах он стал летчиком отдельного транспортного корабля «Ил-2» ЦК ДОСААФ УССР, где выполнял воздушное десантирование парашютистов-допризывников перед направлением в воздушно-десантные войска.

После войны его не покидало желание устроить нас, детей своих сестер Абидат и Галимат, слишком рано ушедших из жизни, в детский дом, будучи даже на передовой, наш дядя часто писал нам с фронта.

20 мая 1960 года он был уволен в запас. Началась трудовая деятельность на гражданке, которая длилась с 1960 по 2000 годы. В 1962 году поступил на работу в ЦК ДОСААФ УССР, где работал в качестве старшего инспектора-летчика по контролю летной подготовки аэроклубов Украины. В системе ДОСААФ УССР работал до 1977 года, был награжден Почетным знаком ­ДОСААФ СССР. С января 1977 года по июль 2000 года (до выхода на пенсию) работал на различных инженерно-технических должностях в Киевгазе.

В настоящее время живет рядом с двумя дочерьми, которые воспитывают своих детей. На судьбу не обижается. Только не хватает здоровья, ранения и напряженная военная и трудовая деятельность дают знать. Он у нас единственный, мы имеем с ним постоянную связь: пишем письма и созваниваемся, ибо все, чего мы в жизни и в науке добились, это благодаря его помощи и наставлениям.

Единственное, что мы сумели сделать для нашего дяди-фронтовика в Дагестане, – это включить его в Кумыкскую энциклопедию, занесли его имя в Новокаякентский историко-архивный музей в с. Каякент и в с. Новокаякент.

Дорогой наш родственник, низкий Вам поклон и бесконечная благодарность за мирное небо над головой, за счастье жить и работать.

Похожие

Во имя победы

46
Победа над фашизмом – не только всенародный праздник, но и замечательный повод ещё раз...

Судьба фронтовика

62
Отряд ТОКСа МКОУ «Аккинская СОШ» многое делает для восстановления памяти о героях Великой...

Храброе сердце фронтовой санитарки

273
В годы Великой Отечественной войны махачкалинка Елена...

Провожал сын отца…

468
Дети военных лет хранят в своей памяти много волнующих эпизодов, связанных с их родными. До...

Доблесть и отвага Героя

110
За годы Великой Отечественной войны уроженец Ферганской области Узбекистана Мухитдин...

Боец «Бессмертного полка»

169
Годы идут, все меньше и меньше остается среди нас ветеранов, сплочённых самым крепким...

Мы помним, мы гордимся!

33
Время все дальше уносит нас от страшных лет самой тяжелой и кровопролитной в истории...

Румынский солдат о «русской душе»

364
В один из апрельских дней в редакцию «ДП» пришло письмо с...

Память жива

23
В умении помнить, любить, дорожить своей историей заключена огромная нравственная сила. Человек жив, пока жива память о нем.

Статьи из «К 75-летию Победы»