Купить PDF-версию
13:49 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X

Лётчик-снайпер

«Дагестанская правда» продолжает публикацию серии материалов о судьбах и подвигах генералов, видных военачальников, общественных и государственных деятелей Дагестана, предоставленных членом Малой академии наук РД, известным историком Гаджи Ибрагимовым.

Вот как он сам вспоминает об этом: «У меня в роду никогда не было летчиков. Но не знаю отчего, с раннего детства в голове сидела мысль о самолетах. Ходил в авиамодельные кружки, читал специальные книги и не пропускал ни одной газетной публикации на тему авиации. На медкомиссии мне сказали, что в летчики я не гожусь: носовая перегородка искривлена. Это я боксом когда-то занимался. Мечта таяла на глазах. Но оказалось, что можно сделать операцию и всё поправить. Я это сделал и ­поступил».

Училище он окончил с красным дипломом, стал лётчиком истребительного авиационного полка Киевского военного округа. Затем старшим лётчиком. «Не думал о погонах, зарплате или полагающемся жилье. Удивлению не было предела, когда получил первую зарплату – 500 рублей советскими деньгами за два месяца. Это была сумасшедшая сумма. Мой отец семерых человек содержал, так что я привык к скромной жизни. А тут накупил подарков маме, всем родным. Но вскружить голову мне способно только небо: наедине с ним испытываешь особое ощущение близости к богу», – делится он воспоминаниями.

Прирожденный лидер, со временем Тагир Гаджиев становится командиром авиационного звена истребительного авиационного полка, но не останавливается на достигнутом: в 1987 году он уже заместитель командира авиационной эскадрильи: «Всегда хотел быть первым во всем, будь это мальчишечьи разборки, достижения в работе или женщины. Поэтому и титул заслуженного военного летчика Российской Федерации, и обладание орденом «За военные заслуги перед Отечеством» считаю для себя логичными. Правда, не к ним стремился, а к соответствию своим внутренним требованиям, к доверию сослуживцев».

В 1992 году, окончив Военную командную академию ПВО  с золотой медалью, Тагир Минетулахович становится командиром авиационной эскадрильи истребительного авиационного полка Северо-Кавказского военного округа. В 1997 году он вступил в должность заместителя командира полка, дислоцирующегося в Астрахани. Командир достойно выполнял свои обязанности, подавая пример подчиненным: «Людьми управлять сложнее, чем самолетами. Авиационные командиры – это такие начальники, которые должны решать любые вопросы, начиная от казарменных, бытовых до сотрудничества с местными властями». В 1999 году свой опыт военного летчика и командира он стал передавать молодым будущим воздушным асам, став начальником учебного центра боевого применения авиации.

В 2004 году Тагир Минетулахович становится заместителем командира дивизии ПВО в Сибирском военном округе, а затем командиром дивизии ПВО, в 2009 году – командиром бригады ВКО там же. Участвовал в боевых действиях по установлению конституционной законности в Чеченской Республике и Республике Абхазия.

Выйдя на пенсию, Тагир Минетулахович не оставил небо, работал генеральным директором ОАО «Авиакомпания «Астраханские авиалинии», генеральным директором ОАО «Международный аэропорт Волгоград», занимал пост военкома РСО-Алания (Осетия). Но бесценный опыт летчика и командира оказался нужнее в армии: его призвали снова и назначили командиром дивизии Воздушно-космических сил в Краснодарском крае.

Тагир Гаджиев говорит, что он отнюдь не добрый командир, он, как отец, добрым быть не должен. «Мужчине, чтобы править миром, тоже нужны жесткость и справедливость. Моя требовательность ослабевает только наедине с близкими. Когда уходил на пенсию, расслабился, сейчас вот снова вернулся в строй, быстро вернул себя в тонус», – говорит он.

Генерал-майор авиации Тагир Гаджиев является заслуженным военным летчиком Российской Федерации, летчиком высшей квалификации (летчик-снайпер), освоил типы самолетов: Су-15, Су-27, Су-30СМ, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31. Награжден орденом «За военные заслуги перед
Отечеством».

Статьи из «Дагестанцы-генералы»