Купить PDF-версию
14:19 | 23 ноября, Сб
Махачкала
X
08:14 11.12.2019

Любая история – отрезок времени

Один из мастер-классов провел главный редактор «Russia Beyond», медиаконсультант и сооснователь «MediaToolbox», редактор рубрики «Новые медиа» в журнале «Журналист», старший преподаватель факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Всеволод Пуля.

– Современному журналисту приходится учитывать, что его читатель обладает циклом внимания не длиннее, чем у аквариумной рыбки, и потому – прибегать к специальным приёмам, чтобы сделать текст более удобным для чтения, – говорил Всеволод Пуля. – Новости пишут все и по одинаковым лекалам. Зайдите в любой новостной агрегатор, кликните на первый заголовок, и перед вами предстанет список из десятков материалов, которые мало чем отличаются друг от друга. Хотите заинтересовать аудиторию – плывите против течения. Предложите нетривиальный взгляд на информационный повод. Годовщину полёта Белки и Стрелки можно отработать дежурным историческим материалом, а можно составить забавный список, вроде «Семь признаков того, что ваша собака готова к полёту в космос». Не ленитесь, тратьте хотя бы десять минут на творческое осмысление новостного повода, обсуждайте его с коллегами, экспериментируйте.

Заголовок и картинка – главные рекламные агенты. Каждый придумывает заголовки в меру собственной креативности, но есть несколько общих рекомендаций. В заголовок всегда стоит добавлять глагол и избегать общих мест, создавая «дутую» интригу. Не экономьте время и силы, выбирая заходную картинку. Она должна быть яркой, заметной даже на маленьком экране, хорошо рифмоваться с заголовком. Представьте её в новостной ленте своего читателя среди сотен других сообщений, чем она выделится. Хорошо, если на картинке будет человек или животное, а не абстрактный пейзаж.

Итак, небанальный угол зрения, качественный заголовок и зажигательная картинка сработали – читатель кликнул вашу статью. Теперь вступает в дело вводная часть, или лид. Если вы не новостное агентство, продающее информацию коллегам-журналистам, отвечать на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «как?» в первом же абзаце вовсе не обязательно.

Читателя нужно не только «зацепить», но и удержать его внимание. Рассказать интересную историю можно не только с помощью текста. Современным журналистам время диктует новые требования.

Читателя нужно не только «зацепить», но и удержать его внимание. Рассказать интересную историю можно не только с помощью текста. Современным журналистам время диктует новые требования

– Видео, инфографика, таблицы, галереи, встроенные посты из соцсетей – всё идет в ход, потому что разнообразит повествование и делает его более насыщенным. Постарайтесь научиться мыслить мультимедийно и жонглировать не только словами, но и форматами, – советует Всеволод Пуля. – Редакциям всего мира приходится несладко в поисках баланса, который позволит им увеличить количество читателей и одновременно сохранить приверженность к журналистским ценностям. Продвинутые сервисы редакционной аналитики должны облегчить эту задачу, показав, какая именно журналистика нужна людям в Интернете не с позиции кликов или перепостов, а прежде всего с точки зрения внимания и вовлеченности.

Несмотря на новые веяния, есть неизменные требованию к написанию материала.

– В российской журналистике существует совершенно иррациональный культ цитат. Некоторые материалы состоят из них целиком. В цитаты попадают все клише, повторы, оговорки и канцеляризмы. От ненужной шелухи следует избавляться. Цитата должна двигать повествование вперёд, сообщать читателю что-то новое, дополнять авторскую мысль, – отметил В. Пуля. – Текст, который не вызывает какие-либо эмоции, – провальный. И чтобы избежать провала, нужно применять правильные слова и сюжеты.

Не менее важно знать свою аудиторию. Журналисты интересовались, как получить больше информации о читателях. По словам Всеволода Пули, многие площадки предоставляют специальные инструменты.

– При отсутствии знаний об аудитории всё, что мы делаем, – бессмысленно. Если медиа – это дом, то целевая аудитория – его фундамент. Исходя из знаний об аудитории, мы утверждаем требования к контенту, персоналу, выбираем форматы и способы «упаковки», доставки контента.

На горизонте давно маячит новый англицизм, без которого сегодня понимание медиа не будет полным. Телеграм-каналы про журналистику полюбят его, журналисты старой школы возненавидят, студенты журфаков напишут не один диплом на эту тему. Речь пойдет о фичере. В англосаксонской журналистике фичер – один из базовых форматов. Есть новости, и есть фичеры. Вот в принципе и все. Да, жанрово фичером может быть и интервью, и эссе, и репортаж, и многое другое. Собственно поэтому в русский язык и русскую журналистику до недавнего времени слово не особо рвалось – его переводили соответственно жанру и называли то очерком, то заметкой, то еще как-то. Или просто называли «большой газетной статьей». Но фичер – это не только жанровая принадлежность или количество символов в тексте. Этот формат строится по особым принципам, обладает жесткой структурой и использует несколько приемов, которые позволяют разжечь в читателе интерес практически к любой теме.

Статьи из «Общество»

«Воевали мы не за награды»

10
Магомеду Мусаеву из селения Мехельта Гумбетовского района в 1947 году исполнилось 18 лет....

Посвятившая жизнь детям

18
Айшат Гамзаева (на снимке) руководит общественной организацией «Жизнь без слез». Все, кто ее...

Не уходи, тюлень!

7
… Девяностые годы прошлого века. «Дагестанская правда» основательно взялась за защиту...

Обнимайте своих мам, пока они рядом…

58
День матери. Самый главный праздник человечества....

Сильные духом

288
В День матери нельзя не рассказать о женщинах, которые уже никогда не услышат слов...

Легендарный генерал Араблинский

10
Выдающийся дагестанский военный деятель Балакиши...

Главное оружие – наше единство

30
В эти дни в Дагестане проходит Республиканский...

Краснознамённая и легендарная

44
Каспийская флотилия разнородных сил Южного военного округа...