Купить PDF-версию
17:40 | 20 июня, Пт
Махачкала
X
08:26 21.10.2020

Люблю детей, и не только своих

По дороге в Центр развития ребенка я вспоминала детский сад, в который сама никогда не ходила, но знала по рассказам подружек – «там нехорошо». Хотя говорили разное: кому-то нравилось, кому-то нет. И все детсадовские рассказы сводятся к тому, что сказала или сделала воспитательница. Это важнее всяких конфет.

В махачкалинском детском саду №50 осень в самом разгаре. Детвора то окружает свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегается по горкам и беседкам.

— Малыш, сейчас ты слетишь с качелей, – предупреждаю мальчишку.

— А я не малыш, я мужчина! – отвечает четырехлетний Ренат. Он шепелявит, умиляет своими разговорами.

— Мечта, счастье, чудо… Дети держат нас за руки, заглядывают в глаза, целуют, обнимают. Ребенок – это целый мир. Они все разные, особенные, любимые, – рассказывает воспитательница Айшат Батырова (на снимке). Она (внимание!) работает с детьми 52 года и все годы именно в этом детском саду.

Что ни день здесь – море эмоций, волнений, заботы и счастья. Дети Айшат Шагабутдиновну любят.

— Смотрите, смотрите, какой разноцветный листочек я нашла! – делится находкой Фатимка. Она соберет букет из разноцветных листьев, «это для бабушки».

— Она у меня спросит: «Фатимочка, а что ты делала сегодня в садике?». А я скажу: «Вот, бабуля! Я для тебя листочки собирала». А она мне потом мороженое купит, но чтобы мама не знала.

Вместе с листвой сыпятся бесконечные вопросы: А почему трава зеленая? А почему наступает осень? И когда пойдет настоящий снег? Айшат Шагабутдиновна отвечает и говорит мне, что время идет, а вопросы всё те же, что и пятьдесят лет назад. Не только дети учатся у нее, но и она многому учится у них. Дети познают мир именно так, как мы, взрослые, им его преподносим. Они не понимают, где шутка, а где ложь и правда. Они открыты и доверчивы, для них существует два понятия: «хорошо и плохо», «можно и нельзя».

— Каждый ребенок – личность, впитывающая картинку, звук, запах и прикосновение, – говорит она, пока дети выбирают, какую сказку они хотят сегодня послушать. Девочки выбирают про «Красную Шапочку», мальчики про «Карлсона, который живёт на крыше». Остановились на «Чебурашке и Крокодиле Гене».

Чтобы быть любимым воспитателем, надо оставаться в душе немного ребенком. И этому, как говорит Айшат Шагабутдиновна, ни научиться, ни наработать годами. Воспитателем, как и художником, нужно родиться.

– Мы для того, чтобы помогать ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, мы для них – проводники в мир, и первые знания они получают именно от нас, – говорит она. – Нельзя обращаться к детям в повелительном наклонении: завяжи, встань, подойди, возьми, отойди. Они всё сделают, во всем помогут, но в игровой форме, их надо всего лишь заинтересовать.

Айшат Батырова окончила женское педагогическое училище в Буйнакске, затем работала учителем начальных классов в родном селе Шушия Новолакского района. После замужества пере­ехала в Махачкалу и всю себя посвятила работе с детьми. И ни разу об этом не пожалела!

– Воспитание детей – прекрасное дело! – считает она. – Самоизоляция была для меня настоящей пыткой, даже выходные без детского шума проходят с трудом. А дети мои удивляются, говорят: «Мама, хватит работать, отдыхай!». Не понимают, что я на работу хожу как на праздник.

— Айшат Шагабутдиновна! А Саидка не хочет меня догонять! – подбегает к нам Альбина.

За ней бежит Саидка и жалуется, что тоже хочет убегать, а не ловить. Воспитательница предлагает девочкам догонять друг друга по очереди. Воспитатель, он же – психолог, и должен сопереживать всему, что они считают проблемой. Стресс у детей возникает и при прощании с детским садом, и при поступлении в школу. Но опять-таки всё зависит от отношений с воспитателем и насколько ребенок готов к новому этапу жизни.

Пожалуй, самый волнующий сегодня родителей вопрос: как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а еще лучше – умея читать и писать? Айшат Шагабутдиновна поясняет, что учитель не должен требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения писать и читать.

— Это задача учителей начальной школы, она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах, – говорит воспитательница. – Задача же детского сада – сохранить и укрепить здоровье ребёнка, подготовить к обучению в школе: быть дисциплинированным, научить общаться, выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь принимать решения и нести за них ответственность с малых лет.

Многие бывшие воспитанники Айшат Шагабутдиновны помнят ее, звонят, отправляют открытки из других городов страны. Их внимание – самая дорогая награда за нелегкий труд
воспитателя.

Статьи из «Общество»

Регламент

1
На презентации книги об Ахмедхане Абу-Бакаре мне предложили выступить, так как я являюсь...

Мифы автомобилистов

2
Существует множество мифов и легенд об автомобильной промышленности, о том, как работают...

Вожделенный личный транспорт

2
Как из всех автомобилей выбрать лучший? На что важно...

На фронте и в тылу

3
Восемьдесят четыре года назад прервалась мирная жизнь советских людей – Германия вероломно...

Кто с мечом к нам придёт…

7
…От меча и погибнет! Это крылатое выражение приписывают Александру Невскому. Эти слова...

Тили-тили-тесто по-дагестански

237
Как провести свадьбу в Дагестане – в русле новых тенденций...

Этнокультура и дети

9
Мировые события последних лет ярко продемонстрировали необходимость корректировать...

Обсудили Стратегию нацполитики

8
В Махачкале представители Общественной палаты РФ и дагестанские эксперты говорили о будущей Стратегии нацполитики до 2036 года,...

Мир сам собой не воцарится

1
Трансформировавшись в некую адскую машину по уничтожению человечества, современный терроризм приобретает все большее влияние в мире, промышляя как мелкими...

Прославленный виноградарь

16
Истинный патриотизм людей заключается не только в боевом духе защитника родной земли, но и в...

Спаситель царя лечился в Дербенте

13
Известный русский поэт Николай Некрасов написал...