Люблю детей, и не только своих
По дороге в Центр развития ребенка я вспоминала детский сад, в который сама никогда не ходила, но знала по рассказам подружек – «там нехорошо». Хотя говорили разное: кому-то нравилось, кому-то нет. И все детсадовские рассказы сводятся к тому, что сказала или сделала воспитательница. Это важнее всяких конфет.
В махачкалинском детском саду №50 осень в самом разгаре. Детвора то окружает свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегается по горкам и беседкам.
— Малыш, сейчас ты слетишь с качелей, – предупреждаю мальчишку.
— А я не малыш, я мужчина! – отвечает четырехлетний Ренат. Он шепелявит, умиляет своими разговорами.
— Мечта, счастье, чудо… Дети держат нас за руки, заглядывают в глаза, целуют, обнимают. Ребенок – это целый мир. Они все разные, особенные, любимые, – рассказывает воспитательница Айшат Батырова (на снимке). Она (внимание!) работает с детьми 52 года и все годы именно в этом детском саду.
Что ни день здесь – море эмоций, волнений, заботы и счастья. Дети Айшат Шагабутдиновну любят.
— Смотрите, смотрите, какой разноцветный листочек я нашла! – делится находкой Фатимка. Она соберет букет из разноцветных листьев, «это для бабушки».
— Она у меня спросит: «Фатимочка, а что ты делала сегодня в садике?». А я скажу: «Вот, бабуля! Я для тебя листочки собирала». А она мне потом мороженое купит, но чтобы мама не знала.
Вместе с листвой сыпятся бесконечные вопросы: А почему трава зеленая? А почему наступает осень? И когда пойдет настоящий снег? Айшат Шагабутдиновна отвечает и говорит мне, что время идет, а вопросы всё те же, что и пятьдесят лет назад. Не только дети учатся у нее, но и она многому учится у них. Дети познают мир именно так, как мы, взрослые, им его преподносим. Они не понимают, где шутка, а где ложь и правда. Они открыты и доверчивы, для них существует два понятия: «хорошо и плохо», «можно и нельзя».
— Каждый ребенок – личность, впитывающая картинку, звук, запах и прикосновение, – говорит она, пока дети выбирают, какую сказку они хотят сегодня послушать. Девочки выбирают про «Красную Шапочку», мальчики про «Карлсона, который живёт на крыше». Остановились на «Чебурашке и Крокодиле Гене».
Чтобы быть любимым воспитателем, надо оставаться в душе немного ребенком. И этому, как говорит Айшат Шагабутдиновна, ни научиться, ни наработать годами. Воспитателем, как и художником, нужно родиться.
– Мы для того, чтобы помогать ребёнку в самом трудном и важном для него деле – наладить взаимоотношения с другими детьми, мы для них – проводники в мир, и первые знания они получают именно от нас, – говорит она. – Нельзя обращаться к детям в повелительном наклонении: завяжи, встань, подойди, возьми, отойди. Они всё сделают, во всем помогут, но в игровой форме, их надо всего лишь заинтересовать.
Айшат Батырова окончила женское педагогическое училище в Буйнакске, затем работала учителем начальных классов в родном селе Шушия Новолакского района. После замужества переехала в Махачкалу и всю себя посвятила работе с детьми. И ни разу об этом не пожалела!
– Воспитание детей – прекрасное дело! – считает она. – Самоизоляция была для меня настоящей пыткой, даже выходные без детского шума проходят с трудом. А дети мои удивляются, говорят: «Мама, хватит работать, отдыхай!». Не понимают, что я на работу хожу как на праздник.
— Айшат Шагабутдиновна! А Саидка не хочет меня догонять! – подбегает к нам Альбина.
За ней бежит Саидка и жалуется, что тоже хочет убегать, а не ловить. Воспитательница предлагает девочкам догонять друг друга по очереди. Воспитатель, он же – психолог, и должен сопереживать всему, что они считают проблемой. Стресс у детей возникает и при прощании с детским садом, и при поступлении в школу. Но опять-таки всё зависит от отношений с воспитателем и насколько ребенок готов к новому этапу жизни.
Пожалуй, самый волнующий сегодня родителей вопрос: как быть с тем, что учителя хотят, чтобы ребенок пришел в первый класс, зная буквы, а еще лучше – умея читать и писать? Айшат Шагабутдиновна поясняет, что учитель не должен требовать от ребёнка, поступающего в первый класс, умения писать и читать.
— Это задача учителей начальной школы, она зафиксирована в федеральных государственных образовательных стандартах, – говорит воспитательница. – Задача же детского сада – сохранить и укрепить здоровье ребёнка, подготовить к обучению в школе: быть дисциплинированным, научить общаться, выстраивать отношения со сверстниками, взрослыми, уметь принимать решения и нести за них ответственность с малых лет.
Многие бывшие воспитанники Айшат Шагабутдиновны помнят ее, звонят, отправляют открытки из других городов страны. Их внимание – самая дорогая награда за нелегкий труд
воспитателя.