«Люблю созидать, экспериментировать, исследовать»
Способность видеть перспективу, анализировать события, делать правильные выводы из собственных ошибок – эти качества присущи умному человеку, сильной личности. Встречи с такими людьми всегда интересны, а когда речь идет о победителях и призерах предметных олимпиад среди школьников, продемонстрировавших глубокие знания по предмету и активную гражданскую позицию, то испытываешь еще и гордость за подрастающее поколение.
Мы встретились с учеником 11-го класса СОШ № 15 г. Дербента Али Гусейновым (на снимке), обладателем гранта Министерства просвещения России «За особые способности и высокие достижения в области математики, информатики и цифровых технологий».
– Я ежедневно читаю, решаю поисковые задачи по математике и программированию. Бывает, над одной задачей или проблемой думаю несколько дней или даже недель. В настоящее время работаю над созданием обучающей игры. Участие в конкурсах и олимпиадах дает возможность совершенствоваться, двигаться дальше, познавать новое, видеть близкие и далекие цели. Успеху способствует долгая работа над собой, целеустремленность и, самое главное, поддержка близких, – делится Али.
Шаг в науку
Ранее он добивался впечатляющих результатов на олимпиадах по математике и программированию на муниципальном, республиканском, всероссийском и международном уровнях. Али является победителем объединенной международной математической олимпиады «Формула единства»/«Третье тысячелетие» (2018 и 2019 гг.), а также Всероссийской олимпиады по математике «Кандидат в университет» (2019 г., МГИМО), призером республиканской математической олимпиады «Пифагор», турнира Ломоносова, победителем именной республиканской математической олимпиады «Шаг в науку», вузовских олимпиад. И вот теперь стал обладателем престижного гранта от государства в размере 125 тысяч рублей.
Конкурс проводился в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Претендовать на грант могли победители и призёры профильных олимпиад и конкурсов по математике, информатике и цифровым технологиям, проведённых в 2018-2019 учебном году, ребята, имеющие награды или призы за научно-исследовательские работы по профилям «математика», «информатика» и «цифровые технологии», а также школьники, получившие патенты или свидетельства.
– Из дисциплин больше всего люблю математику, информатику, физику и химию. Как говорил Ломоносов, «математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Математика структурирует мышление, развивает творческие способности, учит мыслить рационально, анализировать ситуации, в уме составлять модели задач, – считает Гусейнов. – На хобби, увы, времени практически не остается, так как готовлюсь к сдаче ЕГЭ. Планирую связать свое будущее с программированием, т.к. люблю создавать программы, экспериментировать, исследовать. Но с вузом пока еще не определился.
Плюсов больше
Пандемия оказала влияние на все сферы жизни, в том числе и на образование – школы перешли на дистанционку.
– У старшеклассников навыки самостоятельной работы развиты достаточно хорошо, поэтому дистанционное обучение как форма получения образования вполне приемлема и, считаю, имеет право на существование. Думаю, что для подготовленных школьников в дистанционной форме плюсов даже больше, чем минусов. Как бы учитель не направлял и не контролировал учащихся, без серьезной самостоятельной работы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах невозможно. Поэтому я уделял немало времени самообразованию и саморазвитию: проходил онлайн-курсы, смотрел интернет-уроки, общался с учителями по видеосвязи и с помощью различных Web-платформ, разбирал задания олимпиад прошлых лет, работал с математической литературой.
Младшим школьникам Гусейнов советует учиться рационально использовать время, не тратить его на бесполезные занятия, если хочешь добиться результатов.
Не пасовать перед трудностями
За каждым успешным ребенком стоят его наставники. Али благодарен своей первой учительнице Ирине Исаевне и другим педагогам.
– «Чтобы стать образованным человеком, нужно прочитать 10 книг, а чтобы найти эти 10 книг, нужно прочитать 1000 книг», – гласит мудрость. Наш директор Зарият Алимагомедовна, – это тот человек, который помогает мне найти нужные книги и не потеряться в огромном информационном мире. Именно благодаря ей я нашел себя в математике. Она научила меня не сдаваться. Восхищают ее неутомимая энергия, мудрость, умение найти подход к каждому ученику. Своих талантливых воспитанников Зарият Магомедова готовит к олимпиадам по разработанным для каждого индивидуальным образовательным маршрутам.
– С 2013-2014 учебного года в нашей школе открылись математические классы, в один из них пришел Али Гусейнов, – рассказывает организатор математической школы Зарият Магомедова. – От сверстников его отличали пытливый ум, нестандартное мышление, упорство в достижении цели, умение доводить начатое дело до конца. Али никогда не пасует перед трудностями.
– Какую-то часть материала при подготовке к олимпиадам мы проходим на уроках математики. Часть материала, уже более сложного, изучаем на факультативе. – Ну a ещё более сложные задачи мы решаем с учителем на индивидуальных занятиях, – рассказывает грантообладатель.
Одноклассники радуются его победе в конкурсе и подготовили стенд с поздравлениями и добрыми пожеланиями, на котором были размещены фото, дипломы, сертификаты и благодарности Гусейнова, чем его очень засмущали. Али очень скромен, не любит хвастать своими достижениями.
– Ребятам нужен наглядный пример, они должны понимать, что можно добиться поставленных целей, если прилагать усилия, – считает директор школы.
«Дагестанская правда» желает Али Гусейнову дальнейших успехов и стать лучшим на выбранном поприще.