Логика цивилизации
Не знаю, к сожалению или к счастью, но распространение цивилизации напрямую связано с географией и даже с рельефом. Ну представьте себе Оксфорд со всем своим научным потенциалом где-нибудь на островах Океании, где русский путешественник и этнограф Миклухо-Маклай налаживал элементарные человеческие контакты с аборигенами – папуасами.
Невозможно! Хотя обе эти географические точки существовали параллельно в одном временном отрезке и на одной планете. Цивилизация где-то зарождается и потом уже начинает потихоньку просвещать и опутывать своей многополярной сетью жителей разных континентов. Хотя сейчас, когда цивилизационные достижения начинают душить саму колыбель человека – природу, нарушая и разрушая экологический баланс, хочется убежать подальше от автомобиля, телевизора и микроволновки.
К чему я клоню?
Будучи студентом филфака ДГУ, я, уроженец далёкого высокогорного Цумадинского района, всегда чувствовал некоторое пренебрежительное к себе отношение студентов, выходцев из близких к центру, то есть к Махачкале, Буйнакску и другим городам республики, районов и селений.
К тому же мало тогда было известных профессоров, кандидатов и докторов наук из моего небольшого орлиного края – не добралась к нам ещё цивилизация! Именно по этой причине, полагаю, первое в Дагестане книгопечатное дело было налажено Мавраевым в Буйнакске, но не в Ахвахе и Бежте.
Но атрибуты цивилизации к отдаленным регионам Страны гор все же добирались. Советская власть строила в наших аулах не только ликбезы, школы, библиотеки, снаряжались экспедиции самого разного профиля – археологические, этнографические, картографические, гидрологические и другие. Вот они-то и были первыми яркими вспышками цивилизации в наших горах.
Вот теперь внимательно вглядитесь в эту фотографию, которую я достал с сайта Института этнографии и археологии РАН (Москва). Снимок называется: «Мальчик у люльки с ребёнком. Селение Тинди. Экспедиция 1952 года. Фотоархив ИЭА РАН».
А на фотографии изображен… ваш покорный слуга, когда ему было 4 года. В люльке спит моя сестрёнка Зубаржат.
Мне тогда было всего-то четыре года. Но я помню эту экспедицию! Отец мой в ту пору работал председателем сельсовета. Понятное дело, московские учёные гостили у нас. Помню, как приезжий человек возился с фотоаппаратом, запах брома от фотоплёнки, которую я почему-то попробовал на зуб, до сих пор со мной. И потрясающего вкуса килька в томате, которой меня угостили московские этнографы, тоже.
Логика цивилизации неспешна, но неумолима. Если та пустая консервная банка из-под кильки с томатным соусом, привезённая в дагестанский аул московскими учеными, стала тогда чуть ли не фетишем (из неё мы потом пили воду), то теперь тиндинцы не знают, как избавиться от пустых жестянок, пластиковых бутылок и целлофановых пакетов.
… Да уж, хочется вернуться туда. Не только в детство. Но и в тот мир, где цивилизация не давила и не душила тебя, не отнимала у тебя чистое, красивое и полезное. Боже, дай нам умеренности и благоразумия!