Магия графики

Работы молодого художника-графика, преподавателя Дагестанского художественного училища им. М.-А. Джемала, активного участника российских и международных конкурсов и выставок (более 80) Магомеда Даудова пронизаны чувством уважения к Дагестану, покоряют зрителей многих стран. Завораживающие пейзажи дорогого сердцу края, тепло, любовь и восторг можно прочитать в них. В эксклюзивном интервью «ДП» он рассказал об основных темах в его творчестве и на что в первую очередь обращает внимание.
– Магомед Даудгаджиевич, расскажите, с чего всё начиналось?
– С «Сенокоса». Именно это полотно небольшого размера, выполненное в 2010 году мною, на тот момент студентом 3 курса, вместе с работами других учащихся, выпускников и преподавателей худграфа, было представлено на выставке в Москве. А затем пошли одна выставка за другой. Весной этого года состоялась первая моя персональная выставка. Одним из главных графических листов является картина «Несущая камни» (2018 г.). Историю, связанную с моей бабушкой (ее давно нет в живых), рассказала пожилая гапшиминка. Во время зимних каникул, которые я посвятил пленэру, она рассказывала о том, как бабушка и другие жительницы села таскали тяжелые камни для строительства новых домов. Да и по детству я помню: сельские труженицы никогда не сидели без дела. Эти женщины – дети войны – ценили то, что им дано, особенно время.
– Можно ли назвать тему труда главной в вашем творчестве?
– Вот уже в течение 10 лет основными темами моих работ являются «человек», «земля» и «труд». Отражать их лучше всего удается через графику, как уникальную, так и печатную. К примеру, в дипломной работе «По горному Дагестану» — серии из пяти офортов — запечатлены обрядовые праздники: встреча весны и выход на пашню, в которых участвует и стар и млад. Многие интересовались, почему праздник первой борозды занимает центральное место в моем творчестве. Земледельческий календарь горца – цикл, который я собираюсь развить в дальнейшем. Философское осмысление тем уходящего, забытого Дагестана выбрано не случайно. Это своего рода посыл к подрастающему поколению: мы не имеем права забывать свою историю и традиции. Мы рисуем руины не потому, что не видим красивых архитектурных сооружений, а потому, что душа разрывается от безразличия людей.
– Почему графика?
– Графика – это мое. И потом графические работы при правильном хранении, испытании временем менее подвержены порче, чем живопись. Если Дюрер давал 500 лет гарантии своим работам, будучи уверенным в качестве используемого материала, то сегодня редко кто может похвастать этим. Сегодня в погоне за материальным благополучием и, делая упор на эмоциональный настрой зрителя, пишут быстрее, динамичнее. Однако с течением времени трескается краска, отходит грунтовка. Увы, наше поколение подрастеряло много секретов, технических приемов в живописи.
Для своих работ я стараюсь брать качественный материал в специализированных магазинах. В Махачкале можно прикупить тот или иной художественный материал, но ассортимент, как правило, невелик. До сих пор мои преподаватели говорят о том, что в живописи я мог бы добиться отличных результатов. Я вел курс «Рисунок и живопись» в худучилище, но так как живописью в последнее время не занимаюсь, в педагогической практике ограничил себя освоением академической части рисунка и графических материалов. Считаю, что, преподавая тот или иной предмет, нужно его обязательно практиковать.
– Есть мастера искусства, на которых хочется равняться?
– Есть те, на кого можно ориентироваться. Духовные ориентиры, как я их называю, помогающие найти правильное направление в жизни, искусстве, философии. Таким ориентиром для меня стал народный художник РД, преподаватель Юсуп Ханмагомедов. Он живет учебным и творческим процессом, думает о будущем студентов и выпускников. Такие профессионалы, как Юсуп Маммаевич, понимают, в какое русло направить энергию. Кроме того, я с удовольствием изучаю технику мастеров XVIII-XIX вв. в оригинале. Свою очередную поездку в Эрмитаж я посвятил творчеству Рубенса, а это отличный образец для изучения классической живописи.
– Какими глазами смотрит на картины художник?
– В отличие от обычного посетителя музея, который оценивает внешние качества работ, художник обращает внимание на технические аспекты и приемы, изучает письмо, слои картины под определенными углами, то есть учитывает все нюансы. Поэтому смотрители часто делают замечания «принюхивающимся» художникам.
– Ваши работы хранятся в различных музеях страны. Вы их отдаете безвозмездно?
– Художники часто дарят свои картины. Бывает и такое, что дар музею включен в условие договора. То есть музеи делают проект, где участник получает авторский экземпляр издательской продукции, каталог, а они пополняют свои фонды графическими произведениями современных художников. Подготовка издательской продукции – огромный труд, к тому же не все художники в состоянии оплатить ее, а музеи не обладают возможностью выкупить работы в таком количестве.
– Традиционный вопрос: откуда черпаете идеи?
– Теплые воспоминания детства, жизненные истории, осмысленные через призму эстетического, воспитательного, исторического процесса, дают толчок для творчества. У каждого свои методы стимулирования вдохновения. Я пользуюсь каждым удобным случаем для вылазки в горы, посвящаю свое время пленэрам. Работы художника должны представлять художественную ценность, нести информацию. Хочется видеть больше истинного искусства в современном, динамично развивающемся мире, работы мастеров, следящих за качеством и не гоняющихся за объемом. Я для себя решил: не должно быть ничего случайного, лишнего в графических произведениях: все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию, воплощение творческого замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ, задуманный тобой!
– Самая терпеливая модель – это ты сам. Нет ли среди ваших работ автопортрета?
– Есть попытки, возможно, на следующей выставке вы его увидите. Я никогда не ставил перед собой задачу сделать автопортрет, но после замечания художницы Пшеницыной на персональной выставке всерьез задумался об этом. С помощью зеркал художники ловят повороты, естественные формы, рисуют части тела. Когда нет натуры, сам становишься объектом для изучения, к этому приему прибегают многие мастера.
– Вы готовитесь ко второй выставке. Что на ней будет представлено?
– Тему своего творчества хочется представить шире, раскрыть всесторонне, воплотить задуманное еще в студенческие годы. Но в технике, в которой я сейчас работаю, быстрого результата ждать не стоит. На воплощение задуманного понадобится время.
Статьи из «Общество»
По следам одного судебного решения

Визит контролёра

Экологические вызовы

Новаторский характер

Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
