Магия литературного языка
Воскресенье. Школа №39. На часах около 11:00. Охранник в фойе все еще немного сонным взглядом провожает тех, кого даже в выходной день тянет в учебный класс. Вокруг тихо, лишь изредка из некоторых кабинетов доносятся шум и голоса. Поднявшись на второй этаж, нахожу нужную дверь, за которой открывается не совсем привычная для воскресного дня картина.
«Однажды, скитаясь с Ермолаем по полям за куропатками, завидел я в стороне заброшенный сад и отправился туда», – читает вслух тургеневские строки учитель. Голос, дикция, интонация не оставляют сомнений, что это учитель литературы.
За школьными партами сидят и слушают его, нет, не школьники. Вернее, не только школьники, тут люди разного возраста. Для многих последний звонок уже давно отзвенел, а исписанные парты навевают, возможно, легкую грусть и ностальгию по ушедшим годам. Но кто тогда эти люди, почему они здесь, и что же это, если не очередной урок литературы?
Каждое воскресенье любой, независимо от возраста и образования, для кого художественная литература – это неотъемлемая часть жизни, кто просто любит читать и хочет обсудить прочитанное, глубже погрузиться в художественное слово, научиться чувствовать автора без привычных всем школьных рамок, может стать участником «Воскресных чтений».
Основателем, организатором и непосредственно ведущим чтений является заслуженный учитель Дагестана, доцент кафедры русской литературы Даггосуниверситета Муса Асельдерович Гаджиев. Булгаковед, любимый для многих учитель литературы, он не оставил работу в школе даже в самые нелегкие для нашего образования и учителей времена. Уже в конце 80-х – начале 90-х проводил уроки по экспериментальной методике, брался за анализ не всегда простых для восприятия школьника произведений, нередко при этом сталкиваясь с недоумением родителей, делал с ребятами сценические постановки на произведения классиков, устраивал поэтические вечера. Словом, плотно и много работал с детьми, отдавался учительству всей душой, что, конечно же, рано или поздно находило отклик в детских сердцах. Именно тогда и зародились «Воскресные чтения», имевшие формат, близкий к внеклассным чтениям.
Муса Асельдерович приглашал на них учеников, приходили по желанию, и не всегда, конечно, это был полный класс, но дело пошло, ребята втягивались, и чтения существовали многие годы.
После пятилетнего перерыва Муса Гаджиев решил, что настало время возобновить традицию «Воскресных чтений». Как начиналась вторая жизнь чтений и насколько изменился их формат, с нами поделился их основатель.
— Нынешние «Воскресные чтения» возникли в лицее №39 в ноябре 2015 года. Мы с учениками в это время на уроках литературы занимались по экспериментальной программе, работали с авантюрно-историческими повестями и романами. Это было серьезное филологическое погружение в художественный текст. В какой-то момент мне показалось важным дать им почувствовать некий эмоциональный контакт с текстом, погрузить в магию языка, художественного слова. Это как некая компенсация, чтобы параллельно они чувствовали: настоящая литература – это еще эмоции, чувства, интонации, оттенки…
Пригласил своих семиклассников в воскресенье, пришли 10 человек, и я прочитал им вслух два своих любимых рассказа
К. Паустовского «Старый повар» и «Ручьи, где плещется форель»… С тех пор вот уже четвертый год почти каждое воскресенье то в 39-м лицее, то в одном из музеев города я читаю вслух лучшие образцы русской, дагестанской и зарубежной литературы.
В этом году мы, кажется, окончательно поселились в моем любимом замечательном Центре этнической культуры: во-первых, нам там рады, во-вторых, там прекрасный огромный деревянный стол, пусть и не круглый, но все равно мы ощущаем себя рыцарями короля Артура…
Само собой получилось, что через какое-то время на чтения стали приходить не только мои ученики, но и ребята из других школ, а потом и мои бывшие студенты-филологи, и взрослые, чаще мамы с детьми, бабушки с внуками и даже, что для меня особо трогательно, целые семьи – отец, мать, сын. Изначально я планировал просто читать вслух, час чистого чтения небольших рассказов, без всякого анализа, но в итоге мы пришли к тому, что не только читаем, но и анализируем, обсуждаем прочитанное, зачастую еле укладываемся в полтора-два часа.
– Чем вы в первую очередь руководствуетесь при выборе произведения для прочтения при огромном разнообразии русской и зарубежной литературы? При этом время все-таки ограничено – 1,5 часа.
– Критерии разные, по мере изменения аудитории они меняются, но главный критерий выбора, хотя и субъективен, но неизменен: я читаю то, что люблю, свой золотой фонд, это главное. Сначала только рассказы, которые можно было прочитать за час-полтора, но через год мы рискнули в течение трех воскресений прочитать повесть Рувима Фраермана «Дикая собака Динго», потом был опыт чтения и обсуждения «Собачьего сердца» Булгакова, были чтения фрагментов больших текстов («Хаджи-Мурат» Толстого, «Белая гвардия» Булгакова и даже «Котлован» Платонова). Еще был прекрасный опыт чтения по ролям «Горя от ума» Грибоедова с параллельными моими историко-литературными комментариями.
Жанрово-тематическое, сюжетно-композиционное разнообразие и своеобразие, просьбы самих слушателей что-то прочитать и обсудить – много разных критериев, но это всегда шедевры, лучшие образчики русской и зарубежной литературы. «По требованию» самой юной участницы «Воскресных чтений» Амины Абдуллаевой я каждое занятие завершаю чтением своих любимых стихов – это уже традиция, а если я забываю, она тихо, но настойчиво напоминает: «А десерт?»
– Казалось бы, такой трепетный и внимательный подход к художественному слову, которому учат «Воскресные чтения», требует чтения «живой» книги. На ваш взгляд, можно ли постигнуть всю глубину произведения при чтении книги в Интернете? Скажем, электронная версия романа «Мастер и Маргарита» может заменить «живую» книгу?
– Вообще не вижу в этом проблемы. Это неизбежный, а для многих по целому ряду причин единственно возможный способ чтения художественной литературы, особенно новейшей отечественной и мировой. В это воскресенье мы с женой сделали себе на семейный праздник подарок: приобрели два компактных устройства для чтения электронных книг. Дома я протягиваю руку и беру с полки своего «Мастера и Маргариту», вне дома я читаю его же в электронном виде — и это все тот же бесконечно любимый мир булгаковского романа.
Всего лишь полтора часа, но как же много они по сути дают: прививают хороший литературный вкус, помогают по-новому взглянуть на когда-то прочитанный роман или рассказ. Возможно, кто-то открывает для себя новых авторов или не очень популярные произведения мировых классиков. И все-таки, что тянет слушателей каждое утро выходного дня и при любой погоде на «Воскресные чтения»?
«Благодаря Мусе Асельдеровичу я очень полюбила стихи Булата Окуджавы. А еще мне особенно нравятся все стихи и мифы, которые мы там читаем, и то, что мы тоже участвуем в чтениях книг. Было бы здорово, если бы немного чаще читали детские рассказы», — поделилась эмоциями та самая 9-летняя Амина. Она посещает чтения со своей мамой Мариной Дибировой, которая является не меньшей поклонницей чтений, чем ее дочь.
«Тут я восполняю личные пробелы: учусь адекватно анализировать любую литературу, без эмоциональных полярностей. Ну и просто невозможно не втянуться в эту атмосферу, совершенно особенную, даже школьные парты ее не отпугивали», – рассказывает Марина.
Для слушательницы Загры Тажудиновой чтения – это возможность послушать достойное и приятное произведение, в то время как в остальное время на чтение зачастую не хватает времени.
Десятиклассница Амина посещает чтения второй год, говорит, что это, во-первых, большая помощь для предстоящей сдачи ЕГЭ. Кроме того, по ее словам, тут она получает много новых знаний и знакомится с невероятно интересными произведениями. А новые места проведения, выставки в музеях – все очень гармонично сочетается с чтениями, считает Амина.
Уверена, что «Воскресные чтения» будут жить еще долго. И это не просто пожелание, а именно уверенность. Ведь люди тянутся, ходят, слушают, многие из них возвращаются и становятся постоянными гостями. И это в наше время, когда общение и любую информацию мы можем получить, взяв в руки телефон, а встать с утра пораньше нас может заставить разве что «добровольно-принудительный» характер посещения очередного мероприятия «государственной важности».
«Магия языка», – сказал Муса Асельдерович, а я бы сказала, магия талантливого педагога и искреннего человека – вот что делает «Воскресные чтения» уникальными и востребованными.
Говорят, учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Муса Гаджиев как раз тот, у кого и дети, и взрослые учатся любить свою профессию, литературу и замечать то важное и прекрасное, что несет в себе любое искусство.