Махач Изиев: «Мое кредо: творчески подходить к делу»
Директора школы №50 Махача Изиева я заметил на одном из заседаний круглого стола в Махачкалинском центре повышения квалификации. Его деловой, конкретный, я бы сказал, выстраданный взгляд при разговоре о роли современного руководителя образовательного учреждения говорил о большом профессиональном опыте, и его мнение имело положительный отклик у многих коллег. А когда я побывал в его школе, то понял, что Махач Изиев - замечательный педагог, которого любят дети, уважают учителя и родители. Несмотря на занятость, он постарался обстоятельно ответить на мои вопросы.
— Вы когда-нибудь жалели, что выбрали для себя именно эту профессию?
— Никогда не жалел. Мой выбор состоялся, когда я работал в Налоговой инспекции Махачкалы и нас отправляли в образовательные учреждения для просветительской работы в области налогового законодательства. Мне это понравилось, и я устроился в Махачкалинскую школу №1 психологом. Так я добавил к экономическому и ветеринарному образованию еще и педагогическое. Считаю, человек должен работать там, где отдача от его стараний и умений будет наиболее эффективной.
— Были ли у вас кумиры в педагогике?
— Конечно. В первую очередь это учителя Махачкалинской школы №18. А если более конкретно, то это Патимат Омаровна Омарова. Она была моим педагогом на психологическом факультете ДГПУ. Сейчас она стала замминистра по делам молодежи, выиграв кадровый конкурс «Мой Дагестан».
— Во сколько начинается ваш рабочий день?
– В 8 часов утра. Нередко приходится участвовать в разных мероприятиях по проблемам образования, организуемых Минобром, ДИРО, управлением образования города, МЦПК и другими учреждениями. Поэтому рабочий день может начаться и в 10, и в 11 часов. Но у нас в школе сложилась сплоченная и профессиональная команда учителей, которая успешно выполняет свои обязанности и в мое временное отсутствие в школе. Считаю, что правильно сделал, что делегировал часть своих полномочий сотрудникам и не стал зацикливать все на себе. В коллективе установил правило: критиковать — хорошо, но начни с себя! Только тогда будет порядок. У нас инициатива приветствуется, если идёт на пользу общему делу.
– Хотели бы вы, чтобы ваши дети продолжили семейную династию?
— У меня четыре дочери. Я уже дедушка. Моя старшая дочь, ей 24 года, скоро станет кандидатом экономических наук. Две другие тоже хорошо учатся, и надеюсь, что правильно выберут свой жизненный и профессиональный путь. Самая младшая дочь увлекается декоративно-прикладным искусством по моему примеру. Моим любимым хобби являются столярное дело, ковка, мозаика. Пусть выбирают то, что им по душе.
– Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать педагогом?
— Человек должен быть позитивно настроен. Учительское дело без любви к детям невозможно. Надеюсь, у меня это качество есть. Если педагог, директор школы равнодушен к своей профессии, лучше оставить ее, заняться тем, что ближе тебе по духу, по складу характера.
– Позволяет ли ваша профессия раскрыть творческие способности, проявить себя?
— Конечно. Здесь все зависит от руководителя образовательного учреждения. Работая в свое время в управлении образования города, хорошо изучил контингент директоров школ, знаю, как говорится, их плюсы и минусы. Есть среди них энтузиасты своего дела, а есть и такие руководители, которые надеются на кого-то, ждут, образно говоря, манны небесной. Я считаю, многим руководителям образовательных учреждений не хватает элементарных правовых знаний, они не научились выстраивать на законных основаниях свои отношения с надзорными организациями. Рад, что мне это удается, а без творческого подхода уйти от произвола фискальных органов невозможно. Одним словом, надо уметь отстаивать свои права.
И еще. Мы стараемся внедрять в школе культ творчества. Этому способствует наш школьный музей, где собраны интересные поделки, артефакты, в том числе сделанные и собранные нашими детьми.
– Накладывает ли ваша профессия на вас какие-то ограничения?
— Несомненно. Я должен следить за своим поведением. У нас в администрации города создана комиссия, которая разбирает вопросы этического поведения муниципальных служащих. У меня был такой случай. Как-то в фейсбуке я выложил фото, где стоял на коврике с изображением американского флага. Это был мой протест против политики Госдепа США. Я даже не ожидал, что это невинное, на мой взгляд, фото произведет такой резонанс. Журналисты «Черновика» написали письмо в Минобр РД. И мне в управлении образования города объяснили, что я как руководитель не должен был таким образом реагировать. Так что ограничения есть.
— Кто-нибудь из ваших учеников выбрал профессию учителя?
— Да, есть такие ученики. В нашей школе работают свыше 10 наших выпускников.
— Как вы относитесь к проведению Единого госэкзамена?
— Единый государственный экзамен – это испытание для выпускников, причем достаточно сложное. Но надо и понимать, что ЕГЭ – это единственная независимая оценка труда ученика и учителя, результат образования. Это очень важно! Этот результат позволяет ученику продолжить образование в высшем учебном заведении без прохождения дополнительных испытаний.
— Самый волнительный вопрос для родителей и школьников сегодня – введение школьной формы. Что вы думаете по этому поводу?
— Во многих школах республики ввели форму, у нас довольно строгий дресс-код – белая рубашка и черные брюки у мальчиков, белая блузка и черная юбка – у девочек. В основном все соблюдают. В условиях дифференцированности нашего общества это очень важно.
— Будут ли развиваться школы в будущем?
— Конечно, школа в будущем однозначно будет развиваться, она не может стоять на месте. Думаю, в будущем каждый ребёнок будет иметь возможность развиваться по своему индивидуальному учебному плану, когда сам ученик выбирает свой образовательный путь.
— Что бы вы пожелали своим коллегам и ученикам?
— Путь педагога, который мы с вами избрали, самый верный, самый достойный! Пусть хватит сил и здоровья для реализации самых смелых проектов и решения непростых задач в деле образования и воспитания детей! Удачи, успехов и благополучия!