Маршал из Хасавюрта
«Дагестанская правда» продолжает публикацию серии материалов о судьбах и подвигах генералов, видных военачальников, общественных и государственных деятелей Дагестана, предоставленных членом Малой академии наук РД, известным историком Гаджи Ибрагимовым.
Сегодня герой нашей рубрики маршал инженерных войск, уроженец города Хасавюрта Михаил Петрович Воробьёв.
Предки маршала инженерных войск Михаила Петровича Воробьёва оказались в слободе Хасавюрт волею случая. Хасавюрт на карте Дагестана появился в 1846 году. Первоначально здесь был расквартирован воинский гарнизон и сюда направляли на военную службу русских солдат. Отец маршала Пётр Васильевич был родом из Белоруссии, служил в воинской части связистом, а мать тоже была дочерью военного. Они родили и воспитали четверых сыновей и пятерых дочерей. В такой многодетной семье и воспитывался будущий маршал инженерных войск.
В 1906 году Михаил Воробьёв окончил двухклассное мужское училище в слободе Хасавюрт, затем поступил на учебу в реальное училище во Владикавказе, которое окончил в 1914 году с отличием. Будучи студентом Горного института Петрограда, Михаил Петрович стал активным участником революционных событий, и вскоре, чтобы разрядить революционное брожение, царское правительство решило мобилизовать в армию наиболее активных студентов и членов революционных кружков Петрограда.
В разгар Первой мировой войны Михаил Петрович оказался в рядах действующей армии. Вначале он был направлен на учёбу на курсы прапорщиков, по окончании которых в 1917 году был назначен командиром 252-го пехотного полка в Ростове-на-Дону. С победой Октябрьской революции Воробьёв возвращается во Владикавказ и вступает в Красную Армию. Полк, в котором он служил, избрал его председателем полкового комитета и комиссаром.
В марте 1918 года Михаил Петрович возглавил Владикавказский отряд Северо-Кавказского фронта, в составе которого воевал до полного разгрома войск интервентов и белогвардейцев на Северном Кавказе. В декабре 1918 года Воробьёв был назначен секретарем по делам военнопленных, а с апреля 1919 года, став членом партии большевиков, назначается командиром дорожно-мостовой роты 13-й стрелковой дивизии Южного фронта.
В 1924 году Воробьёв стал слушателем инженерного факультета Военно-технической академии РККА им. Дзержинского, которую окончил в 1929 году с отличием. Как наиболее способного студента его зачислили в аспирантуру Военно-технической академии. При выборе темы для научной работы его интересовали способы борьбы с танками инженерными средствами, а также организация службы заграждений в ходе боевых действий.
В 1935 году Воробьёв был назначен доцентом командно-инженерного факультета Военно-инженерной академии СССР, где сделал ряд новых теоретических разработок по инженерному обеспечению войск. Годом позже стал начальником Ленинградского военно-инженерного училища. 4 июня 1940 года постановлением Совнаркома СССР ему присвоили звание генерал-майора инженерных войск и утвердили инспектором инженерных войск Красной Армии.
В этой должности и застала Михаила Петровича Великая Отечественная война. Меры по противодействию вражескому наступлению и по инженерному обеспечению отхода войск, разработанные Воробьёвым в 1941 году, составляли основу директивы военсовета Западного фронта. Воробьёв организовал инженерное укрепление Можайской линии под Москвой, создал заграждения на главных направлениях немецко-фашистского наступления на нашу столицу. В апреле 1942 года Михаил Воробьёв был назначен начальником инженерных войск Красной Армии.
Строительство оборонительных рубежей под Москвой, Сталинградом, Курском, Ленинградом, огромная работа при прорыве блокады Ленинграда, в организации форсирования водных преград во время наступательных операций на завершающем этапе Великой Отечественной войны – всё это осуществлялось под непосредственным руководством М. П. Воробьёва.
В годы войны инженерные войска выросли в количественном и качественном отношении. Михаил Петрович принимал самое непосредственное участие в реорганизации структуры инженерных войск, их техническом перевооружении, приведении тактики действий инженерных войск в соответствие с новыми боевыми условиями.
В феврале 1944 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Михаилу Воробьёву высокое звание маршала инженерных войск. После окончания войны до 1952 года он руководил инженерными войсками Советской Армии. С 1952 по 1954 годы работал заместителем командующего Киевским военным округом, затем заместителем начальника строительства и расквартирования работников Министерства обороны СССР, помощником командующего Прибалтийским военным округом. В последние годы жил в Риге, где и умер от инфаркта 12 июня 1957 года на 61-м году жизни, а похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.
Родина высоко оценила заслуги Михаила Петровича Воробьёва, наградив его маршальской звездой, двумя орденами Ленина, орденом Суворова I степени, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Крест Грюнвальда»
I степени (Польша), орденом Национального освобождения и орденом Партизанской звезды I степени (Югославия) и многими медалями. Одна из улиц города Хасавюрта в знак увековечения памяти знаменитого земляка, маршала инженерных войск, названа его именем. С 1965 года средняя школа № 2 города Хасавюрта также носит имя знаменитого маршала. В ноябре 1978 года в СССР сошёл на воду новый теплоход, названый в честь Воробьёва.
Жизнь маршала инженерных войск, уроженца города Хасавюрта Михаила Петровича Воробьёва, без остатка отданная делу укрепления и развития Советских Вооруженных Сил, – яркий пример для подражания подрастающему поколению современной России.