Матерям всё по силам
Дагестанцы по-прежнему остаются носителями прежних традиционных представлений. Но жизнь прямо-таки меняется на глазах, внося свои коррективы, поражая тем, как одномоментно светские устои превращаются в «домострой», а женщина оказывается внутри семейного очага, словно в давние времена, – без образования, наглухо одетая в «паранджу», попадая в прямую зависимость новой родни мужа, превращаясь в домашнюю рабыню.
Закабаленная горянка уже почти вошла в моду. Не только на селе, но и в городе старые-новые устои приживаются словно дурная трава. А может, это просто подсознание вновь возвращает дагестанцев к временам, когда считалось, что учиться женщине ни к чему, что ее дело – стряпать и рожать детей. А в ряде высокогорных районов родители вообще не пускают девочек в школу, не разрешают носить школьную форму, несмотря на то, что в каждом школьном уставе прописан дресс-код учащегося. А учителя вынуждены считаться с неписаными законами нового дагестанского этикета.
А ведь, казалось бы, мы уже побороли косность, невежество, воспитав в горянке лучшие качества женщины, достоинство которой заключалось не только в строгой горской красоте, мудрости, сдержанности, но и в стремлении доказать, что она, женщина гор, сумеет многого достичь в жизни, добиться самых высоких государственных постов. Но как-то быстро забыли об этом, отдавая несовершеннолетних девочек замуж, закрывая их лица, а значит, отдаляя то будущее, что открывают каждой из них новые знания, обогащая внутренний мир, давая уверенность в своих силах, в то, что ей, горянке, все по силам.
Но те, кто стал олицетворением образа женщины гор, еще живы. И стоит послушать их, чтобы узнать, что кроется за той чертой, где нет будущего, нет надежды на другую жизнь, в которой каждая женщина может стать гордостью своей семьи, рода, просто земляков. Не раз наблюдала, как и местная власть в муниципалитетах плавно замещает женскую номенклатуру сильной половиной, да и в районные депутаты женщин не выдвигают, несмотря на то, что в республиканском парламенте немало представительниц слабого пола. Все эти проблемы, кажущиеся, на первый взгляд, незначительными, характеризуют общественный фон республики, внутреннюю жизнь дагестанской общины, чья риторика с негативными интонациями, отличными от традиционной, вызывает тревогу. Так что, опять возврат в прошлое? И что делать? И может ли власть рассчитывать на поддержку общественных институтов?
Реальная сила общественных организаций, вокруг которых развелось столько шумихи, как раз и состоит в том, чтобы стать тем тревожным пульсирующим ритмом, к частоте которого должна чутко прислушиваться власть, создавая условия для проявления гражданской активности, перекладывая на плечи общественников часть госуслуг, давая таким образом возможность определиться с равной долей ответственности за то, какими должны быть молодое государство, его граждане, свободные в волеизъявлении, желании ощутить себя причастными к тому, что происходит в нем, управляющие сложными экономическими, политическими процессами. А значит, нужно крепко подумать о том, что должно стать мягкой силой, что изменит внутри каждого из нас. Вопросы эти непростые, животрепещущие и касаются каждого из нас, чтобы со знанием дела вступать в диалог с теми, кто пытается решать за нас нашу судьбу, диктовать, в чем ходить, во что верить. Но, правда ведь, и, думаю, что никто с этим не поспорит, только женщина способна чутким материнским сердцем ощутить, где та грань, преступив которую теряется человеческий облик, забываются заповеди гор, которым следовали наши предки, создавшие уникальный горский кодекс чести, выше которого только вершины скал, утопающие в облаках.
Обо всем об этом говорилось и на женском активе республики. В Союзе женщин речь шла не о парадных торжествах, а о предстоящей рутинной работе, решении насущных проблем, что беспокоят женщин Дагестана, тех из них, кто сегодня представляет науку, образование, политику, экономику, кому небезразличны судьба современной горянки, ее духовные запросы, все то, с чем она сталкивается в обыденной жизни. Обращалось внимание на роль женсоветов, задача которых состоит в том, чтобы реализовывать социально значимые проекты, программы и акции, нацеленные на сохранение гражданского мира, укрепление традиционных ценностей, института материнства и детства. Союз должен реально влиять на судьбу дагестанской женщины, оказавшейся в сложных условиях: без крова, средств к существованию.
Да, у нас немало общественных женских организаций, готовых поддержать своих подруг, сестер, трудоустроить, дать кусок хлеба детям, оставшимся по той или иной причине без поддержки. Но важно понять и другое – разовыми акциями проблему неполной семьи, насилия над женщиной, ребенком не решишь. Здесь необходима системная работа. И над этим самым серьезным образом работает новый состав Союза женщин республики, подтягивая муниципалитеты, активизируя деятельность советов женщин, предлагая, обобщая полезный опыт, отталкиваясь от которого необходимо строить работу, создавая здоровую среду для создания так необходимой атмосферы семейного тепла в каждом дагестанском доме. Поднимал женский актив и другой болезненный для горного края вопрос ухода молодежи в террористические организации. Сегодня эта беда коснулась многих. Бороться с ней, отмечали активисты, необходимо всем миром. И советы женщин на местах должны стать той необходимой реальной поддержкой, что поможет справиться с радикализацией общественных отношений, отражающихся прежде всего на семье. Над этим самым серьезным образом размышлял Союз женщин республики, предлагая вовлечь в эту деятельность каждую дагестанскую мать, жену, сестру.
В перспективном плане союза – проведение круглых столов, названия которых говорят сами за себя: «От матери – к дочери, от отца – к сыну», «Крепкая семья – стабильное государство», «Женщина в бизнесе», «Советы женщин и советы отцов». Как и в прежние времена, настало время матерям бросать наземь платки, сохранять мир, по крупицам восстанавливая то былое, что скрепляло семью, дагестанцев, наш общий дом, в котором не было места горю и слезам, а в семьях царили радость, а еще звонкий детский смех. А что важнее этого?