Мой добрый и славный учитель
Моя вторая школьная учительница русского языка и литературы (после мамы – старшего учителя школы РСФСР Марии Николаевны Романовой, ставшей одним из главных прообразов памятника Русской учительнице в Махачкале) школы №7 г. Хасавюрта Эчив Шахмуровна Девлетукаева (в девичестве Абукова) (на снимке) всегда ярко выделялась на фоне других учителей и управленцев этого учебного заведения. В свои 40 с небольшим эта миловидная дама имела большой авторитет благодаря не только высокому уровню подготовки, но и редкой способности блюсти строгую дисциплину и порядок в школе.
Помню этого педагога с её поистине царственной походкой и статью так отчётливо, как будто училась у неё только вчера. Когда я случайно узнала, что Девлетукаева живёт в Москве, тут же наведалась к ней в гости. Вот какой разговор у нас состоялся.
– Глубокоуважаемая Эчив Шахмуровна, расскажите, пожалуйста, о ваших родителях, где учились, как складывалась ваша судьба в педагогике.
– Мой отец в самом начале войны был призван в ряды защитников Отечества. Было это в июле 1941 года. Мама осталась с двумя малолетними детьми. К тому же рядом не было ни бабушек, ни дедушек, поскольку они были сосланы в 1938 году как кулаки в безжизненные степи Казахстана вместе с младшими детьми, которым на тот момент исполнилось 10 и 12 лет. Через год после расставания, когда мне было всего 6 месяцев, маме со старшей сестрой пришлось преодолеть очень сложный путь…
Из 30 детей в классе, где я училась, высшее образование получили только я и моя подруга Аминат Магомедова. Я училась в Султан-Янги-Юртовской средней школе, учителя у нас были в основном русские, любовь к русскому языку во мне заложили Зоя Вакуловна и Рената Васильевна. В моём роду было много учителей: дядя работал директором школы, все мои тётушки тоже были учителями. Благодаря своим школьным учителям и родственникам я определилась с будущей профессией и в 1956 году поступила в ДГПЖИ на русско-дагестанский факультет. В студенческие годы эталоном для подражания для меня были преподаватель нормативной грамматики Маргарита Артёмовна, а также декан факультета Клавдия Ивановна. Активные занятия спортом в студенческие годы помогали мне с лёгкостью преодолевать сложности учёбы. Я занималась фехтованием, также обязательным был зачёт по плаванию.
– А имя первой учительницы помните? И какой она вам запомнилась?
– Помню, конечно. Моя первая учительница Шахлу Адильхановна была очень добрым, любящим и внимательным человеком.
– Ваш близкий родственник по фамилии Аскерханов был членкором РАМН страны. Но медицина вас не прельстила, и выбор пал на профессию учителя. Не пожалели потом, ведь в прежние годы трудиться в школах многонационального Дагестана было ой как тяжело: классы переполнены, кадров не хватало. Помню, моя мама, тоже русовед и литератор, вынуждена была брать ещё и часы немецкого языка (ибо вообще не было учителя-предметника), вести Клуб интернационального общения юных дагестанцев со сверстниками из ГДР, которые изучали русский язык. Руководила мама также кукольным кружком и по вечерам трудилась в вечерней сменной школе рабочей молодёжи, была там заведующей. Вы тоже прошли через подобные перегрузки, или судьба миловала?
– Да, мой дядя был достойным человеком и хорошим специалистом. Многие мои братья и сёстры остановили свой выбор на профессии медика и стали успешными врачами, но я осталась верна своей мечте стать учителем. Да, было тяжело, приходилось брать дополнительные нагрузки, но в основном для того, чтобы подтянуть отстающих учеников и помочь целеустремлённым ребятам стать лучше.
– Расскажите про ваши студенческие годы в Махачкале. Почему выбрали местом работы не родной Кизилюртовский, а соседний район?
– К моменту окончания института моя мать уже жила в Хасавюрте, именно поэтому я была направлена в местную школу №5, где меня окружил вниманием дружный коллектив учителей во главе с директором Василием Лукьяновичем Литовченко. Проработав два года, переехала в связи с замужеством в Бабаюрт. За 12 лет работы завучем в этой школе я успела со своими учениками побывать во многих республиках и городах-героях Советского Союза. Бабаюртовская школа №1 отличалась ещё и тем, что являлась базовой площадкой для прохождения практики студентов филологического факультета Дагестанского государственного университета. Хочу выделить выпускника этой школы, который стал профессором философии, – Билалова Мустафу Исаевича. А моя трудовая деятельность была отмечена медалью «Ветеран труда».
– Была ли какая-то мечта либо цель в жизни, которую удалось осуществить только благодаря работе в школе?
– Я познала удивительный мир литературы и искусства, общалась со многими выдающимися людьми и постаралась передать свои знания ученикам, а также своим детям и внукам. У меня восемь внуков, двое из них уже магистры, трое – студенты московских и казанского вузов, и два школьника. Надеюсь, все они станут хорошими людьми и мастерами в своих профессиях. А еще надеюсь, что смогла дать правильные наставления на жизненном пути для всех моих подопечных.
– Насколько я знаю, вы поддерживаете связь с хасавюртовскими школами, где трудились. Жизнь педагогов и условия работы в школах Дагестана улучшились?
– Условия работы в школе в целом на Кавказе, может, и стали хуже, но есть педагоги, которые остались верны и преданы своим идеалам.
– Чем, кроме чтения книг, занят день учителя на заслуженном отдыхе?
– Благодаря современным технологиям есть возможность общения с теми, кто далеко, и это радует. Находясь в таком городе-миллионнике, как Москва, где много интересного, по мере возможности и сил стараюсь посещать театры и концерты, а летом гулять в парках и наслаждаться окружающими красотами.
– Что бы вы, уважаемая Эчив Шахмуровна, пожелали своим коллегам-педагогам?
– Хочу пожелать им терпения и, конечно, любить детей. Современные школы оснащены передовыми технологиями для работы, поэтому учитель должен полностью соответствовать званию Учителя и не хуже своих воспитанников владеть компьютерными программами и интерактивными технологиями. Без этого нынче не обойтись.