X
09:39 23.03.2018

«Мою работу легкой не назовешь»

В Махачкале с ее количеством машин и хаотичным, часто нарушающим правила ПДД движением, даже на легковой машине сложно ездить, не говоря уже о троллейбусе. Тем более бывает удивительно, когда такой махиной управляет хрупкая женщина и делает это виртуозно. Марипат Рашидова, работающая на маршруте №3, который начинается на Северной автостанции и заканчивается в Каспийске, рассказывает, как пришла в профессию, и поделилась секретами вождения.

– Как вы стали водителем троллейбуса?

– Мне с детства нравилось ездить на автобусах и еще больше на троллейбусах, но о том, чтобы самой водить эти большие машины, даже не задумывалась. Муж, дети, семейная круговерть – было вообще не до работы. Со временем дети подросли, и я пошла работать в школу. Однажды зашла к соседке Салихат на чай и пожаловалась на маленькую зарплату, она предложила стать водителем троллейбуса. Сама же Салихат в этой профессии уже 40 лет. Кстати, ее дочь тоже в это время решила пойти по стопам матери, и мы вдвоем пошли учиться.

– Сколько нужно учиться?

– Шесть месяцев. Два месяца – теория и четыре – практика. У меня права на вождение легкового транспорта были, но учиться все равно пришлось. Потом сдаешь экзамены в самом троллейбусном управлении, а затем в ГИБДД, как и на легковую машину.

– Я проехал с вами в качестве пассажира и заметил, что нет кондуктора. Значит, вам приходится еще и общаться с большим количеством людей, у которых разное настроение.

– Я открытый, позитивный человек, и эта часть работы дается мне легче, чем лавирование в пробках в центре города. Но легкой мою работу все равно не назовешь. Не люблю себя хвалить, но за десять лет работы никаких конфликтов с пассажирами не было. Бывает, что человек в очень плохом настроении, где-то недружелюбно выражает недовольство, но я держу себя в рамках. Часто бывает: бабушки ездят за покупками и им просто в силу возраста, здоровья тяжело передвигаться, и я помогаю с посадкой или высадкой. Это вознаграждается благодарностью. Если меня долго нет на маршруте, отпуск или больничный, потом они меня с радостью встречают, интересуются делами. Очень приятно бывает. Можно с уверенностью сказать, что я люблю свою профессию. По-другому здесь работать невозможно. В моей группе, когда я начала учиться, было 19 человек. Часть отсеялась еще до окончания обучения, часть ушла в процессе работы, и на сегодня остались я и еще одна девушка.

– А как складываются ваши отношения с другими участниками движения?

– По-разному. Часто уступают дорогу, то ли потому, что я женщина, то ли потому что моя машина во много раз больше (улыбается). Но и я не создаю аварийных ситуаций, веду себя вежливо на дороге. Когда ты пропускаешь другого водителя, самой приятно бывает, а если человек еще и поблагодарил, помигав фарами, настроение улучшается. За десять лет работы была только одна мелкая авария с моим участием. Думаю, это хорошее подтверждение, что мое поведение на дороге верное. Больше всего проблем доставляли маршрутки. Они могли резко тормозить, подрезать, подолгу высаживать в неположенных местах пассажиров, в общем ездили, как хотели. ГИБДД наконец взялась за эту ситуацию, и пока успешно. Сейчас, как вы знаете, они останавливаются только на остановках. Конечно, появилась другая проблема, теперь на остановках бывают заторы, но это в разы лучше, чем тот хаос, который творился раньше. Кроме того, ужесточение контроля привело к небольшому увеличению пассажиров. Мы не останавливались в неположенных местах, а теперь все пассажиры собираются на остановках и чаще выбирают наш транспорт.

– Вы все время на этом маршруте?

– Работала на шестом, восьмом, двенадцатом маршрутах, а как только открыли этот, перевели на него. Больше всего мне запомнился шестой. Может, потому, что он был первым. А сейчас очень нравится третий. Он делится на три части: от Северной автостанции до Редукторного сложный участок, потом до Издательства – средний, а старая Каспийская трасса и сам Каспийск – самый спокойный отрезок.

– В вашем коллективе много женщин работает?

– Больше половины. Причем есть династии. У соседки Салихат, благодаря которой я и пришла в эту профессию, трое дочерей работали водителями троллейбуса. Первое время коллеги думали, что я ее четвертая дочь.

– Почему так сложилось, что в автобусах часто водителями работают мужчины, а на троллейбусах женщины, хотя габариты одни и те же?

– Там три педали, а у нас две (смеется). Я не могу объяснить, хотя этот вопрос слышала часто. Видимо, есть в троллейбусе что-то притягательное для женщин. Я, если честно, близко не знакома со спецификой вождения автобуса, но если в троллейбусе на маршруте случается серьезная поломка, мы не должны самостоятельно пытаться исправлять ее. Этим занимается специальная аварийная группа.

– Какой у вас график работы?

– С раннего утра и до вечера. Два дня работаю, два отдыхаю. Некоторые выбирают день через день. Лично мне такой график нравится, хотя за два рабочих дня и устаешь сильно.

Похожие

Большая работа и амбициозные планы

10
Дагестан успешно развивается, не один год добивается...

Изгнанники из транспортного рая

31
Пожилой пассажир устало опускается на услужливо освобожденное парнем сидение и замечает: «Над моим домом самолеты чаще...

История «с бородой»

22
Повышение оплаты за проезд в столичных маршрутках традиционно вызывает бурю возмущений у...

Не праздничные эмоции

34
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта в этом году выпал на...

Тысяча и одна проблема

97
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Не боюсь экспериментировать

55
Джума Муртазалиева (на снимке) с детства мечтала стать парикмахером, однако по совету мамы...

Жизнь людям продлевая

336
Когда обрывки чьих-то разговоров доносят до слуха: «Онколог сказал…», это воспринимается...

От мечты до реальности

97
Какую профессию выбрать? Этот вопрос мы задаём с малых лет, но, повзрослев, не всегда...

Статьи из «Общество»

Свинцовые будни Куруша

4
Куруш – самое высокогорное, даже не в Дагестане и России, а в Европе, селение. Он находится на...

«Профсоюзы – религия труда!»

4
В год 105-летия дагестанских профсоюзов предлагаем вашему вниманию интервью с председателем Дагестанского Республиканского союза организаций профсоюзов Абдуллой...

Дроны: атака на бизнес

3
В последнее время жители респуб­лики сталкиваются с регулярным отключением мобильного интернета. Мера эта вынужденная, она связана с обеспечением безопасности...

Есть проблема Одна ошибка – и…

4
В Омской области судебные органы рассмотрели необычный...

Инвестиции в будущее

9
Туризм без развитой инфраструктуры – нонсенс. Увы, он у нас пока такой. Знаковым событием,...

Прямой институт власти

5
В преддверии Единого дня голосования и в целях общественного наблюдения за выборами Общественная палата РД подписала соглашения о сотрудничестве и...

Научные интересы

10
Жители Акушинского района гордятся своими земляками, заслужившими авторитет за пределами родного края, особенно теми, кто с честью продолжил дорогу, проложенную...

Ван Дамм и Дагестан

99
В этом году юбилей – знаменитому актеру, режиссеру, мастеру боевых искусств Жан-Клоду Ван...

Отцы и дети

14
Нам с вами, уважаемые читатели, от 150 до 350 тысяч лет. Точный возраст homo sapiens определить пока невозможно. Стало быть, еще не доросли. Но и этого достаточно, чтобы с...