Купить PDF-версию
13:29 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
08:20 13.03.2020

Мосты, дороги, акведуки

Горы, море, реки, ущелья, водопады – все это создано природой. Есть у нас другие не менее интересные достопримечательности, сооруженные людьми. Речь пойдет о мостах и дорогах, связывающих аулы, районы, а вместе с ними прошлое, настоящее и будущее.

Местами в горах Дагестана все еще встречаются старинные, давно заброшенные дороги. Забота о них была обязанностью сельского джамаата, ремонт или устройство новых дорог начинали только по его решению. Для проведения дорог по крутым склонам гор требовалось много сил и средств, приходилось делать подпорные стены, сооружать через узкие и крутые ущелья мосты, а для подъема в гору или на выступы в скале устраивали из каменных плит лестницы.

Относительно дорог горного Дагестана ученый Н. Воронов еще в 1868 г. писал: «Нужно видеть дагестанские пути сообщения, нужно всмотреться во все естественные преграды, положенные здесь природою для разо­бщения людей. И, однако, люди общаются здесь не в пример легче, чем живущие в наших равнинных или степных деревнях русские поселяне, не нуждающиеся даже и в дорогах, потому что поле и дорога равно проходимы. Здесь не то: здесь всякий переход из аула в аул, от общества в общество своего рода подвиг, риск и во всяком случае большой труд, а между тем общение замечательное. Вести, новости разносятся в горах с изумительной скоростью, и приказания начальства, власти исполняются здесь так же быстро, как бы страна перекрещивалась телеграфными проволоками».

— Правительство России еще со времен Петра I уделяло большое внимание строительству дорог в Дагестане. Эта задача была первостепенной в деятельности почти всех главнокомандующих краем. Сегодня не так много сел, до которых приходится добираться верхом. Трудности возникали и при переходе через горные реки. Простейший мост устраивался по деревянным балкам, на которые укладывались камни или хворост, и сверху засыпали землей или покрывали дерном, — рассказывала научный сотрудник фонда «Археология» Национального музея РД им. А. Тахо-Годи Аида Курбанова студентам, посетившим выставку «Пунктиры памяти».

В старину в Дагестане было много консольных мостов (т. е. пролетных строений), которые свешиваются за пределами опор. Такой мост изображен на хранящейся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой картине Франца Рубо «Штурм аула Ахульго» (1888 г.). Заказ на серию картин из истории кавказских войн (1885-1895 гг.) для Тифлисского музея «Храма славы» Рубо получил по возвращении в Россию из Мюнхенской академии художеств.

Уникальный деревянный мост, построенный без единого гвоздя, сохранился в селе Гулли Табасаранского района. Местные жители утверждают, что ему от 400 до 700 лет. Это консольно-балочный однопролетный мост с каменно-деревянными устоями.

Строительство арочных мостов в Дагестане имеет давние традиции. Трехарочный мост, расположенный в самом центре с. Тпиг Агульского района, связывает старинную часть села с современной.

Широкое распространение мосты получили в XX в.

В период дождей реки, превращаясь в бурные потоки, сносили деревянные мосты, разбрасывая бревна, как спички. И не только селения, но и целые районы оказывались отрезанными от мира.

«Горцы перебрасывают два не­-
толстых сосновых бревна через реку, кладут на них без всякой связи и прикрепов ряд шиферных плит, и мост готов. Идешь посередине, лошадь сзади, мост гнется, качается; внизу кипящий омут, перил нет, и достаточно неосторожно ступить, чтобы очутиться в пучине», – писал А. Л. Зиссерман в книге «Двадцать пять лет на Кавказе», вышедшей в 1879 году.

Мосты, как и лестницы в зданиях, не имели ограждений – деталей, которые в дагестанском зодчестве считались излишними. Строили и мосты-акведуки для подачи воды к населённым пунктам и орошения земли. Большинство шоссейных дорог в горы было проложено в 60-х годах XIX в. Так, от Порт-Петровска до Гуниба проведена дорога протяженностью около 154 км. В 1867 г. в Гунибе открыли почтовое отделение, имевшее на этой дороге семь почтовых станций от Салтинского моста (Георгиевский мост) до Карадаха, далее через Голотль до границы Грузии и от Карадахского моста через Хунзах, Тлох до Ботлиха.

За этот же период были построены железные, каменные и деревянные мосты через горные реки: Преображенский железный мост — через Андийское Койсу около Ботлиха, Георгиевский — через Кара-Койсу в Салтинском ущелье, каменные мосты через Казикумухское Койсу у с. Цудахар, в Гунибе через Кара-Койсу.

Строительство мостов продолжалось и в начале XX в. В 1910 г. в Казикумухском округе по инициативе жителей с. Караша было положено начало строительству моста, которое позволило бы соединить целый ряд оторванных от экономической жизни аулов Вицхинского магала. Многие деревянные мосты в Дагестанской области были заменены железными, в частности, у с. Аракани, Голотль, Тлох… В этот же период влияние на развитие мостостроения оказали автомобильный транспорт и распространение нового материала – железобетона. Архивные документы свидетельствуют, что на различных земских дорогах приходилось строить десятки мостов.

По Цудахарской земской дороге постройка тридцати железобетонных мостов обошлась казне в 4598 руб. Был также построен каменный мост через Казикумухское Койсу у селения Цудахар.

Мосты в Дагестане строили отечественные и зарубежные специалисты. В селе Ахты знаменитый двухарочный железобетонный мост построен бельгийским и итальянским инженерами Джиорсом и Дебернарди в 1915 году. Он соединяет Кузайскую и Гунейскую стороны Ахты. Строили его на народные средства по итальянскому проекту. На строительство потратили 10200 рублей штрафных и 9500 рублей общественных денег. Не так давно этот мост отметил свой столетний юбилей. Говорят, что в мире всего два таких моста, построенных ими: один – в Ахтах, другой – где-то в Европе. Большой вклад в строительство дорог и мостов внес дагестанский инженер Цурмилов.

Есть мнение!

В фондах Центрального государственного архива РД имеется переписка отделения Управления путей сообщения на Кавказе с начальником Дагестанской области о постройке железного моста через р. Аварское Койсу близ с. Гимры в 1876 году, где говорится о необходимости построить данный мост, так как «завершенный в 1872 году деревянной постройки мост через р. Аварское Койсу между селениями Гимры и Унцукуль по случаю прошедшего в настоящем году наводнения снесен». Изготовление Гимринского железного моста было заказано в Петербурге.

Строительство объекта в апреле 1878 года было поручено инженеру Бениславскому – специалисту по совершенно новым сооружениям в Дагестане. В октябре Бениславский в рапорте начальнику Дагестанской области сообщал о том, что металлические части моста доставлены в Петровск из Петербурга. Он просил дать распоряжение относительно разработки дороги от с. Верхний Каранай до места построения моста для предстоящей перевозки по ней на арбах металлических частей моста. Начальником Дагестанской области было сделано распоряжение о немедленном исправлении дороги от перевала в границах Темир-Хан Шуринского округа до места постройки Гимринского железного моста. В строительстве данной дороги по распоряжению начальника Дагестанской области обязательно принимали участие жители Аварского округа. Инженер Бениславский докладывал начальнику Дагестанской области: «Порученная мне постройка железного моста через р. Аварское Койсу у села Гимры 10 апреля 1880 г. окончена. Прошу распоряжения об освидетельствовании и приемке этого сооружения».

В мае 1880 г. была назначена комиссия по освидетельствованию моста, которая констатировала, что постройка устоев и пролетной части железного голландской системы моста через Аварское Койсу во всех частях выполнена согласно проекту и сметам хорошо и прочно.

Похожие

Давай отправимся в Ахвах

89
Из открытого окна доносится приятная музыка, затем ее сменяют стихи на аварском языке. Так в...

Покуда вертится Земля!

69
Поездка была плановой. Погода стояла ясная, виды, особенно после Гимринского хребта,...

Мир на ладони

192
Люблю осень. Глаза требуют красок, душа – отдыха. И даже далеко ехать не надо, достаточно...

В начале пути

21
Сегодня нам трудно представить жизнь без железных дорог. При том, что миллион россиян пользуются авиасообщением, еще больше людей передвигаются по современным...

Один на один с Гамсутлем

478
Дом построил, сыновей вырастил, деревья посадил. Должно быть еще что-то. Что-то вечное,...

Жизнь продолжается

212
Вспышка коронавирусной инфекции затронула в той или иной степени каждого человека. В...

Объяснение в любви Дербенту

142
Дербент – колыбель трёх религий, город зодчества и изысканного ковроделия. Город моей...

Уважая традиции предков

56
Дагестан – это не только Cтрана гор, но и Cтрана языков». Слившись в один многонациональный народ, на территории Дагестана живут около 30 народов – аварцы, даргинцы,...

Воспитание горца

177
Удивительно, но, по древним религиозным представлениям кавказских народов, земная твердь...

Статьи из «Страна гор»