Мы разные. Но мы вместе
Можно ли утверждать, что наплыв яростного террора 90-х годов прошлого столетия прошел точку невозврата? Или все же, глядя правде в глаза, фиксировать, что он приобретает новые формы, завуалированные под борьбу за демократию, что мы наблюдаем сейчас на Украине, что мы видели и в нашей республике?
Террор не дремлет, он имеет опасное свойство детонатора, готового сработать в самый неожиданный момент. Вот и власти Белгородской области России, заявив о заходе в регион украинских диверсантов, объявили на этой неделе о начале контртеррористической операции. Получив отпор со стороны Вооруженных сил РФ, погранслужбы, Росгвардии и ФСБ, диверсанты были блокированы и разгромлены. Поделом.
Но не стоит утешать себя тем, что держим спусковой крючок на взводе. Ведь мы имеем дело с противником, не скрывающим завоевательные планы. И дагестанцы, мужественно сражаясь на Украине, где идет яростная борьба, в которой мы не имеем права проигрывать, иначе лишимся самого святого – Родины, должны быть уверены в поддержке дома. Что и здесь, где люди живут мирной жизнью, есть осознание роли и места каждого; что мы не отстраняемся, но берем на себя ответственность за будущее.
Сегодня мирная Махачкала напоминает дореформенные времена, и сердце радуется от того, что Дагестан становится все более привлекательным туристическим регионом. На улицах наших городов местные жители смешиваются с группами приехавших со всех концов страны россиян, обогащающих свой кругозор историей древнего и настоящего замечательного края, прославившегося рукотворным мастерством, ремёслами, богатой культурой своих народов, древними сказаниями, поэтическими произведениями…
Но вместе с тем наблюдается и другое: встречаются женщины не только в уже привычном хиджабе, но в парандже, черном одеянии с щелками для глаз, пугающим внешним видом, что не приемлет традиционный ислам. Помнится, наши бабушки в своем более чем скромном гардеробе не имели подобных одеяний. Согласитесь, женщины в таком наряде являются носителями чуждой религии ортодоксального ислама. И увеличивающееся их число – тревожный сигнал для власти. Ведь культовые одеяния, выбивающиеся из общего контекста, – синоним того, что является прямым следствием давних событий. Когда «западный» джихад стал движущей силой террористических организаций, поглотивших часть дагестанской молодежи, превратив ее в оружие борьбы с властью.
Тогда мы сумели предотвратить катастрофу, смертоносную диверсионную войну. Но и сегодня не стоит забывать тех страшных уроков и помнить, что приграничный российский редут – это забота всех и каждого, а не только пограничников и представителей правоохранительных органов.
Да, мы о том, что должно стать внутренней потребностью, зовом сердца, криком души, чтобы сохранить и не утерять того, что зовется идентичностью, что впитано каждой клеточкой организма, частью которого является каждый из нас. Мы прошли сложный эволюционный путь в борьбе с террором, приобретя бесценный опыт, распознавая врага на дальнем и близком расстоянии. Поменялась и сама
контртеррористическая система. Помнится, начало этому было положено в 2003 году в самом взрывоопасном регионе Северного Кавказа – Дагестане, где шла ожесточенная борьба с международными бандформированиями.
Драматические события сопровождались большими потерями. И это стало очередным тяжелым уроком для горного края, где с течением времени утихомирились «лесные братья» международного толка. Но, перейдя из вооруженного противостояния в так называемую «тихую войну», создав по периметру спящие ячейки, западные спецслужбы всё настойчивее внедряли местных диверсантов в молодежную среду, научившись вести пропаганду среди новых поколений.
Теперь же современные эксперты обращают внимание на то, что с начала спецоперации активизировалось экстремистское и террористическое подполье. И надо понимать, что большинство террористических организаций, включая, безусловно, украинские, управляются из одного центра – США, с помощью спецслужб, в первую очередь американских и британских. Но и остальные оппозиционные разведки не дремлют. И цель у них одна – уничтожение России.
Массированное наступление коллективного Запада, беспрецедентное противодействие северной стране, дестабилизация изнутри властных институтов инициируются как СБУ, так и имеющейся на территории нашей страны сетью фундаменталистского исламского подполья. И следует осознавать, что сейчас идет настоящая война не только на Украине против фашистского режима, но и в российских регионах. И эти нелюди ведут не только экономическое, информационное противостояние с нами, но и действуют с применением подлых приемов.
Диверсионные группы, иначе говоря спящие ячейки, военизированы, имеют схроны со взрывными устройствами. И крайне важна бдительность в местах скопления людей, где необходимо обращать внимание на признаки террористической опасности, учитывая, что новый образ горного края – благополучный регион, привлекающий туристов. И он должен позиционировать себя как безопасная территория внутреннего туризма.
Эксперты, не сгущая красок, объективно оценивая республику, говорят о ее потенциале, подвижках в экономике, проектах, нацеленных на серьезные инфраструктурные перемены. Вместе с тем предупреждают, что радикальный ислам начеку. И малейший властный промах чреват серьезными последствиями. В этом случае мобилизация государственных СМИ – один из серьезных, действенных механизмов, способных выстраивать диалог в информационном поле, приглашая к разговору каждого дагестанца, кому небезразлична судьба родного края.
Прямой диалог на наиболее чувствительные вопросы, о скрытых протестных настроениях, о настроениях, нацеленных на арабоязычную риторику, – один из способов не просто мониторить ситуацию, но предпринимать серьезные шаги в идеологическом противостоянии. Это тем более важно в условиях спецоперации, когда требуются новые атрибуты, символы, применяемые в работе с молодежью.
Следует взять пример с регионов, где практически над каждым проезжающим автомобилем развевается российский флаг, повсеместно звучат патриотические песни в исполнении новых символов современной России. На самом деле все эти, казалось бы, давно забытые советские атрибуты оказывают серьезное влияние на умонастроения молодого, да и среднего поколения, пробуждая в душе гордость за свою страну, республику. Ведь нам необходимо отвоевывать утерянные позиции, возвращая прежнюю систему ценностей, тождественных системе традиционных представлений.
Можем ли мы сегодня обойтись без идеологических установок? Нет. И общегражданская идентичность, о которой не раз говорил Путин, это не только возвращение на круги своя, укрепление гражданского мира, но и те самые скрепы великого государства, возвращающего свои приоритеты, отказывающегося от определения «колосс на глиняных ногах». И лучшее тому доказательство – цели спецоперации: денацификация, демилитаризация, возвращение многополярного мира.
Реальны ли цели? Вполне. Как и восстановление прежних границ страны, сохраняющей единство в многообразии. Но для этого необходимы ориентиры, и они должны быть простыми и ясными, понятными и доходчивыми. С каждым и со всеми необходимо говорить о том, что должно быть близко душе нормального человека, которому дороги родительский дом, любимые фильмы и книги, что учили правде жизни и тому, как надо любить свою Родину.
Да, к сожалению, мы упустили постперестроечные поколения, оказавшиеся подверженными влиянию беспощадной псевдоисламской уммы. И слава богу, что Сирия, куда выезжали целыми семьями и погибали образованные, профессионально подготовленные дагестанцы, перестала быть болевой точкой на карте. Эта дружественная нам страна справилась с террористами. И кажется, градус накала снизился.
Опасная миграция из Дагестана в Сирию прекратилась, но все же существует необходимость работать с населением точечно, чтобы знать настроения, отслеживать перемещения, круг общения, чтобы не допустить то страшное, с чем однажды столкнувшись, мы осознали негативные последствия.
Да, тут нет однозначных решений. Но есть многолетний практический формуляр антитеррора, который, сталкиваясь с самыми совершенными, постоянно меняющимися информационными технологиями, сумеет совладать с опасностью, пользуясь не фейками, которыми пичкает своего противника коллективный Запад, а своими собственными ценностями. Из которых следует, что строить свою жизнь здесь и сейчас можно и нужно на своей земле, так нуждающейся в умных головах и руках братьев и сестер, оказавшихся на чужбине. Ведь там их используют те, кто несет в себе разрушительный обособленный мир, прибегая к внутриконфессиональному раздраю, отказываясь от консенсуса традиционной и ортодоксальной уммы.
Яснее ясного, что верх должны одерживать те, для кого религия не предмет раздора, а философия мира, к которому она призывает объединяя, а не разъединяя. Разъясняя, а не утверждая чуждый смысл. Группируя сведущих образованных алимов, а не тех, кто сеет воинствующее зерно противоречий, навязываемых как истина, но не являющейся таковой на самом деле.
Айшат Тажудинова