На чем уехала Нина?
Давайте вспомним заключительные кадры фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница…». Нина уезжает на микроавтобусе какой-то непонятной конструкции.
Такой техники подавляющее большинство жителей страны «живьем» так и не видело. Что за экземпляр отыскал знаменитый режиссер?
На самом деле такой автобус существовал. И не в единичном экземпляре. «Старт» (такое название имеет авто) – творение умельцев Северодонецкой авторемонтной базы, а собирали его на предприятиях Луганска и Донецка. Как утверждают знатоки, машина эта по-своему уникальна. Такой ее делают авангардный пластмассовый кузов, комфортабельный салон и передовые технологии того времени, применяемые на автомобиле ГАЗ-21. Весил десятиместный микроавтобус чуть больше 1,3 тонны, в то время как пятиместная «Волга» тянула на все полторы.
У умельцев из юго-восточной Украины не было ни испытательной базы, ни серьезных финансовых ресурсов. Тем не менее машину удалось «поставить на колеса». Всего с 1964 по 1970 годы, как утверждает портал kak-eto-sdelano.livejournal.com, было выпущено около 130 таких микроавтобусов. Нам не удалось выяснить, попала ли в Дагестан хоть одна машина этой марки. Но в Москве новинка имела оглушительный успех – её показали в программе «Время», о ней писали в «Правде», выставили на ВДНХ и даже продемонстрировали Хрущеву.
Однако испытания, проведенные на автополигоне НАМИ, перечеркнули всё. Внешне эффектный «Старт» по техническим и потребительским характеристикам оказался форменной самоделкой, сконструированной с недопустимыми ошибками. Из-за того, что «плавники» создавали дополнительное сопротивление воздуху, расход топлива оказался почти на 10% выше, чем у конкурента РАФа из Прибалтики. Кроме того, пластмассовые элементы рамы и кузова после недолгой эксплуатации уже не держали двери. Поскольку двигатель «Старта» был смещен в центр салона, обслуживать и ремонтировать его было крайне неудобно. Самое главное – большой объем ручного труда намного повышал себестоимость — 9500 рублей, в то время как самая дорогая модификация ГАЗ-21 стоила 8500, а РАФик отпускался госпредприятиям за 5600 рублей.
Как поясняет портал fishki.net, экземпляр, снимавшийся в фильме Гайдая, не был собственностью «Мосфильма» и не принимал участия в других кинокартинах. Это был обычный «рядовой» экземпляр «Старта», арендованный, скорее всего, у одного из автохозяйств Крыма.