На основе народной мудрости
Дагестан – край мужественных людей, не раз отстаивавших свою независимость от многочисленных врагов. В произведениях художественной литературы, в научных трудах содержится немало высказываний о нашем горном крае и его народах. Их изучение позволяет во многом понять, как формируется социально востребованный морально-этический облик дагестанцев. Не рассчитывая на исчерпывающий ответ по столь глобальному вопросу, попытаемся рассмотреть некоторые его аспекты.
Патриотический статус горца складывается из безусловных обязанностей сознательного человека. В их числе: постоянно и безупречно оберегать своё честное имя, быть носителем правдивых слов, совершать честные поступки, приносить людям только добро, находиться в авангарде общественно полезного труда, быть защитником справедливых интересов семьи, рода, соседей, аула и народа, милосердным к нуждам людей, к престарелым, больным, сиротам и инвалидам и ряд других.
Отклонение от этих норм или же замена праведных функций какими-то необоснованными действиями и поступками, чуждыми нравам горцев, выглядят как ложный патриотизм, что всегда осуждается здоровым общественным мнением. Народная педагогика Дагестана высоко ценит в человеке патриотические чувства, знания и навыки.
Народная нравственность замечает, что искренние патриотические чувства человека зависят прежде всего от того, насколько всесторонне человек осознает самого себя, ценит свое человеческое достоинство, свое место в обществе. Отсюда приоритет самооценки человека: «Кто себе не полезен, тот и для другого бесполезен».
Семья как ключевая ячейка общества сохраняет общественную репутацию путем соблюдения своих полномочий в рамках исторически сложившегося статуса.
Патриотический статус семьи (родителей и детей) в народной педагогике складывается из традиционных обязанностей членов семьи: проявлять максимальную заботу о воспитании полноценных, общественно полезных детей; всесторонне опекать престарелых родителей, заботиться о хозяйственном благополучии семьи, всем членам семьи оказывать друг другу моральную и материальную поддержку; тесно поддерживать добрые связи с родственниками, соседями, односельчанами. Общество, которое располагает примерными семьями, никогда не прибегает к осуждению отдельных индивидов. Функции регуляции действий своих членов по нормам общества считаются естественными и непосредственными функциями семьи.
Исторически сложилось так, что каждая семья – это неотъемлемая часть конкретного рода. Семье совсем не безразлично, каков ее род. В той же мере, по мнению народа, каждый род ответственен за входящую в него семью.
Патриотический статус рода (тухума) складывается у дагестанцев из традиционных обязанностей всех родственников (родственных семей): опекать друг друга, помогать и поддерживать в любых ситуациях жизни и деятельности, вместе радоваться успехам и огорчаться неудачам, сообща регулировать поведение всех – от мала до велика – членов рода, быть ответственными за их отклонения от общепринятых норм общественной жизни.
Только род, который строго соблюдает отведенный ему обществом патриотический статус (почитает и приумножает свои трудовые традиции, помнит и чтит свою родословную, отцов, дедов и прадедов, является образцом межличностных отношений и человеческой культуры), имеет в ауле добрую славу, становится уважаемым сельским джамаатом. Выполнение родовых традиций не является каким-то обособлением человека. Наоборот, через осознание себя, своей семьи и рода человек яснее осмысливает значимость аула и его джамаата.
Из обязательных функций каждого его жителя и из обязанностей всего джамаата в целом складывается патриотический статус аула. Весьма образно и довольно точно характеризует его поэтесса Фазу Алиева:
Если у одного из горцев
сохранилась искорка огня,
из очага в очаг передается она.
Если в сундуке одного лишь горца
хранится горсточка муки,
ее на все хватает очаги.
Если юношу в дорогу провожают,
на проводы выходит весь аул.
Если в ауле кто захворал,
покоя не находит весь аул.
Если в ауле умерший,
не станут никогда справлять
день рождения или свадьбу.
Если совершит джигит
поступок грязный,
то весь аул судья ему;
Если стать героем одному,
то у всего аула праздник.
Авторитет аула (сельского джамаата) зиждется на том, насколько его жители безупречно служат друг другу, уважаемы, дружны между собой, помогают во время стихийных бедствий. А ещё как заботятся о сельских сиротах, престарелых, инвалидах, сохраняют культурные и исторические ценности села, содержат родники, кладбища, памятники и общественные пастбища.
И наконец, патриотический статус народа складывается из исторически жизнестойких обязанностей горцев. Это: знать язык матери и отца, всемерно соблюдать специфические особенности культуры родной речи, глубоко почитать, соблюдать и пропагандировать прогрессивные традиции, обычаи, героические, боевые и трудовые свершения старших поколений, сплачиваться в борьбе со стихийными бедствиями, внутренними и внешними врагами, оперативно пресекать случаи, порочащие родной народ.
Руководствуясь патриотическим статусом, народы Дагестана испокон веков проявляют завидную преданность своей родине, чем заслужили уважение как друзей, так и недругов. Приведём лишь два высказывания. Петр Великий в свое время отметил: «Если бы этот народ имел понятие о военном искусстве, тогда ни одна нация не была бы в состоянии взяться за оружие против него». В наши дни Президент России В.В. Путин сказал: «Видя, как они умело защищают свою землю и Россию, я еще сильнее полюбил Дагестан и дагестанцев».
Историческая правда свидетельствует, что развитие патриота возможно лишь при последовательном усвоении и глубоком осмыслении человеком с малых лет всех, без исключения, требований патриотического статуса, который выступает живым и пожизненным регулятором деятельности, налаживает устойчивые связи, формулирует обязательства человека перед народом и народа перед человеком.