Дагестан – это не только часть Российского государства, но и часть арабо-мусульманской цивилизации, если следовать методологии известного американского политолога Самуила Хантингтона. Согласно его теории, основные конфликты современного общества пролегают по линии культурных и этно-конфессиональных противоречий. В частности, он выделяет исламскую цивилизацию как одну из антизападных, что и определяет характер взаимодействия исламского мира и Запада как столкновение цивилизаций.
По мнению американского ученого, столкновение различных ценностных и поведенческих установок влияет на отношения не только между народами, но и разделяет противоборствующие стороны внутри общества.
Противостоят в дагестанском мусульманском обществе две концепции веры: одна базируется на универсальности и всеобъемлющей применимости религиозных норм в жизни верующих по всему миру, другая же декларирует единство в вере, подчеркивая специфические черты ислама и автономное его развитие в Дагестане. Общие и особенные черты в исламе отражены повсеместно, они влияли на жизнь общества на протяжении всей мусульманской истории.
Однако в дагестанском обществе религиозный спор привел к религиозному противостоянию.
Вопрос лишь в том, почему в дагестанском обществе споры о религии носят характер крайней нетерпимости и вражды? Здесь очень важна позиция официальной власти, которая всегда придерживалась позиции официального духовенства. Вместе с тем республиканская власть, отвечая современным реалиям, ранее не выступала с позиций верховенства дагестанской идентичности над идентичностью общечеловеческой и религиозной. Лишь в последнее время на уровне республики начали уделять этому внимание, начав с национальной одежды для чиновников и развития традиционной культуры народов Дагестана. В условиях кризиса национальной идентичности вследствие глобализации, усиления транснациональных корпораций, развития интернет-технологий важно защитить базовые региональные ценности, местные традиции и культуры.
Выступив таким образом против унификации исламских норм в защиту региональных особенностей ислама в Дагестане, республиканская власть уравнивает аргументы двух непримиримых в религиозном споре сторон, ведь в пользу универсализации исламских норм говорят глобальные тенденции развития современного мира. Противоречия в исламе не должны носить столь драматичный характер, чреватый экстремизмом и насилием, как это сегодня происходит в республике.