Купить PDF-версию
07:38 | 19 октября, Вс
X
06:35 24.10.2013

На пути к религиозному миру

Одним из условий распространения радикализма и экстремизма в республике являются религиозные споры местных мусульманских авторитетов и вероучителей из стран арабского Востока. Доминирующее положение в деле религиозного обучения местных тарикатистских шейхов не устраивает идеологов ближневосточного панисламизма. Каким должен быть ислам в Дагестане?

Дагестан – это не  только часть Российского государства, но и часть арабо-мусульманской цивилизации, если следовать методологии известного американского политолога Самуила Хантингтона. Согласно его теории, основные конфликты современного общества пролегают по линии культурных и этно-конфессиональных противоречий. В частности, он выделяет исламскую цивилизацию как одну из антизападных, что и определяет характер взаимодействия исламского мира и Запада как столкновение цивилизаций.

По мнению американского ученого, столкновение различных ценностных и поведенческих установок влияет на отношения не только между народами, но и разделяет противоборствующие стороны внутри общества.

Противостоят в дагестанском мусульманском обществе две концепции веры: одна базируется на универсальности и всеобъемлющей применимости религиозных норм в жизни верующих по всему миру, другая же декларирует единство в вере, подчеркивая специфические черты ислама и автономное его развитие в Дагестане. Общие и особенные черты в исламе отражены повсеместно, они влияли на жизнь общества на протяжении всей мусульманской истории.

Однако в дагестанском обществе религиозный спор привел к религиозному противостоянию.

Вопрос лишь в том, почему в дагестанском обществе споры о религии носят характер крайней нетерпимости и вражды? Здесь очень важна позиция официальной власти, которая всегда придерживалась позиции официального духовенства. Вместе с тем республиканская власть, отвечая современным реалиям, ранее не выступала с позиций верховенства дагестанской идентичности над идентичностью общечеловеческой и религиозной. Лишь в последнее время на уровне республики начали уделять этому внимание, начав с национальной одежды для чиновников и развития традиционной культуры народов Дагестана. В условиях кризиса национальной идентичности вследствие глобализации, усиления транснациональных корпораций, развития интернет-технологий важно защитить базовые региональные ценности, местные традиции и культуры.

Выступив таким образом против унификации исламских норм в защиту региональных особенностей ислама в Дагестане, республиканская власть уравнивает аргументы двух непримиримых в религиозном споре сторон, ведь в пользу универсализации исламских норм говорят глобальные тенденции развития современного мира. Противоречия в  исламе не должны носить столь драматичный характер, чреватый экстремизмом и насилием, как это сегодня происходит в республике.

Статьи из «Общество»

Объективность, которой в нас нет

53
12 ноября будет ещё один юбилей - пятилетие со дня встречи...

Ведро на колёсах?

5
Давно известна одна характерная черта россиян – заниматься самобичеванием, принижать всё отечественное и превозносить заграничное. Особенно это проявляется при...

Он укреплял мир

5
Народы Дагестана помнят и чтят многих своих выдающихся земляков. Одним из тех, чья жизнь...

Отцовское провидение: наследие Оздемира Мусалаева

29
Есть отцовское простое, бытовое –...

«Железный конь» Бахтины Балабеговой

21
День сельской женщины наша страна отметила 15 сентября....

Что за напасть такая?

14
Недавно один мой знакомый обращается ко мне:

Быть незрячим не приговор

55
«Они… не хочется говорить «похоронили», но забыли про меня» – фраза общественника Марата...

Бой у реки Кушки

10
В марте 1885 года на российско-афганской границе произошло крупное сражение у реки Кушки....