X
06:45 07.06.2008

На сцене и за кулисами

Кто помнит театральную жизнь предыдущей эпохи, знает, что театр, сформированный десятилетиями советской истории, работал, и эта работа приносила свои плоды. Правда, работал он не всегда ярко и талантливо, но результат достигался. Дело было, как казалось, раз и навсегда отработано и даже в таком виде представляло интерес для зрителей. Но в стране изменился строй…

Сейчас театральные залы заполняет в основном организованный зритель. Усилиями распространителей билетов и администраторов, которые без устали мотаются по учреждениям, организациям, школам и вузам города, звонят, договариваются об организации культпоходов, зритель худо-бедно знаком с тем, что делают театры.

Людей, которые постоянно следят за афишами и ломятся на премьеры, не так уж и много, да что там – совсем мало. И дело вовсе не в том, что после того как многое в театральной жизни развалилось, кануло в Лету, иные, хорошо забытые старые формы работы нельзя восстановить. Нет, это можно, сделать, да и деньги какие-то имеются. Во всяком случае от руководства театров все меньше слышишь, что средств нет совершенно. (Хотя денег никогда не бывает много).

Основная проблема в том, что имеющие отношение к театру люди так и не сориентировались в условиях новых экономических и духовных реалий, сложившихся в обществе. Наша ориентация на общественный и экономический успех любой ценой и на его немедленный материальный эквивалент менее всего подразумевает заботу о духовном развитии.

Можно ли говорить об общем поднятии культуры, если носители ее — театры, музеи, библиотеки, школы искусств — финансируются по-прежнему по остаточному принципу, а зарплата их работников все еще позорно низкая.

Нехватка пьес национальной драматургии, кризис театральных идей, катастрофическое отсутствие подлинных лидеров всего сценического процесса – это общая проблема наших театров. Сегодняшняя театральная жизнь показывает, что у нас нет интересной режиссуры, нет высокого уровня актеров и, как следствие, нет зрительского признания.

Все это вызывает чувство тревоги за судьбу дагестанских театров. Хотя прошедший в прошлом году фестиваль русских театров Северо-Кавказского региона и стран Черноморья показал, что дагестанский зритель интересуется театром. Все спектакли наших гостей состоялись при полном аншлаге. Люди сидели в проходах прямо на полу, стояли вдоль стен. Это была атмосфера праздника. Праздника театра и большого культурного события. Но как только гости разъехались, зритель опять погрузился в пассивность.

Приобщить больше людей к настоящему искусству можно, только подняв общий уровень культуры. Нужно сменить сегодняшние ценностные ориентиры современной молодежи, чтобы она равнялась не на навязываемых нашим родным телевидением героев-бандитов или суперментов из спецслужб, умеющих метко стрелять и пользоваться приемами восточных единоборств, а, например, людей одаренных, творческих, по-настоящему интеллигентных. Необходимо отказаться от лоббирования интересов предпринимателей, наживших богатство сомнительными способами.

Можно ли говорить о необходимости общей культуры в условиях нашей действительности, где число игорных залов не уменьшается, а дети сбегают с уроков, чтобы пострелять на мониторе компьютера в каких-то забегаловках, расположенных в гаражах. Возникает при этом еще вопрос: где они берут деньги на свои увлечения? Можно ли говорить об общем поднятии культуры, если носители ее — театры, музеи, библиотеки, школы искусств — финансируются по-прежнему, по остаточному принципу, а зарплата их работников низкая и не устраивает никого. Когда «догонялки» с инфляцией вызывают только озлобленность, до театральных ли премьер?

Как заинтересовать власть имущих в продукте культурной отрасли? Как добиться совпадения интересов театра и власти, когда она видит и ценит прежде всего одаренность спортивную, а не художественную, творческую? Как сохранить то огромное и еще нерастраченное культурное наследие, которое у нас все еще вопреки всему есть? Почему ресурс наших богатейших музеев и библиотек используется крайне недостаточно? Эти вопросы не только к власти, но и к каждому, кто имеет отношение к воспитанию молодого поколения. А это все мы истоки общей культуры в семье.

А если родители все же сносно внимательны к своему ребенку и отмечают его одаренность, где поймать шанс для его творческой реализации? Школы искусств чрезвычайно тесны не только помещениями, но и бедны заинтересованными учителями. А где реализовываться способным провинциальным мальчишкам и девчонкам? Да разве только им? Куда вообще податься со своими незаурядными способностями? Неужели только на поклоны спонсору?

Талантливые осуществляют свои проекты с огромными усилиями, но это не спасает. В республике нет объединяющих крупных культурных проектов. Разрозненно работают театры, филармония, эстрада, музыкальные, художественные училища, специализированные в области культуры кафедры вузов. Хорошо, что у нас появилась новая система грантов в области культуры, которые помогут перенести культурные новации из столицы в удаленные уголки республики. Появляются у нас и ростки меценатства.

Вспомним с благодарностью нашего земляка из Москвы Омари Калаева, который радеет за самобытную культуру родного Дагестана. Он основал конкурс-фестиваль песни «Шунудаг», который сплачивает народы, сохраняет песенную культуру. Омари Магадович помогает театрам республики. Вот теперь взялся организовать биеннале для художников, в помощь им. Обширная программа биеннале «Шунудаг» стартует в начале следующего месяца. Есть разовые вливания еще робких меценатов Русскому и Лакскому театрам, помощь отдельным талантливым детям. Но этого крайне недостаточно.

Дагестан буквально кишит талантами! Стоит побывать на конкурсах, фестивалях в городах и районах, и вы увидите, как богата наша земля одаренными людьми. А поэтому нужны постоянно действующие программы, способствующие не только сохранению, но и приумножению культурного потенциала. Они помогут духовному обогащению человека, который уже никогда не возьмет в руки камень и не разобьет фонарь, как говорил об этом немодный сейчас Максим Горький.
 

Статьи из «Общество»

«Ферритовая» память горцев

29
Мне посчастливилось быть свидетелем невиданного за всю историю нашей республики прорыва в...

Повторно не накажут

6
Конституционный суд РФ запретил наложение на одного водителя двух разных видов наказаний за...

Автосервис и клиент: будем дружить

5
В России с 1 сентября вступят в силу обновленные правила...

Нет ОСАГО – получи штраф

8
Начало автоматического взыскания штрафов с автовладельцев, не имеющих действующего полиса...

Секреты рыболова

13
Большая часть мужского населения нашей страны обожает рыбалку, и профессиональный праздник...

СМИ войдут в холдинг

9
В Дагестане будет создан холдинг «Дагмедиа», объединяющий все государственные...

Доступная среда: жизнеобеспечение и комфорт

9
Известно, что степень развитости общества...

С доблестью и отвагой

15
На площадке Дагестанского государственного университета состоялся молодёжный форум...