На сцене и за кулисами

Кто помнит театральную жизнь предыдущей эпохи, знает, что театр, сформированный десятилетиями советской истории, работал, и эта работа приносила свои плоды. Правда, работал он не всегда ярко и талантливо, но результат достигался. Дело было, как казалось, раз и навсегда отработано и даже в таком виде представляло интерес для зрителей. Но в стране изменился строй…
Сейчас театральные залы заполняет в основном организованный зритель. Усилиями распространителей билетов и администраторов, которые без устали мотаются по учреждениям, организациям, школам и вузам города, звонят, договариваются об организации культпоходов, зритель худо-бедно знаком с тем, что делают театры.
Людей, которые постоянно следят за афишами и ломятся на премьеры, не так уж и много, да что там – совсем мало. И дело вовсе не в том, что после того как многое в театральной жизни развалилось, кануло в Лету, иные, хорошо забытые старые формы работы нельзя восстановить. Нет, это можно, сделать, да и деньги какие-то имеются. Во всяком случае от руководства театров все меньше слышишь, что средств нет совершенно. (Хотя денег никогда не бывает много).
Основная проблема в том, что имеющие отношение к театру люди так и не сориентировались в условиях новых экономических и духовных реалий, сложившихся в обществе. Наша ориентация на общественный и экономический успех любой ценой и на его немедленный материальный эквивалент менее всего подразумевает заботу о духовном развитии.
Нехватка пьес национальной драматургии, кризис театральных идей, катастрофическое отсутствие подлинных лидеров всего сценического процесса – это общая проблема наших театров. Сегодняшняя театральная жизнь показывает, что у нас нет интересной режиссуры, нет высокого уровня актеров и, как следствие, нет зрительского признания.
Все это вызывает чувство тревоги за судьбу дагестанских театров. Хотя прошедший в прошлом году фестиваль русских театров Северо-Кавказского региона и стран Черноморья показал, что дагестанский зритель интересуется театром. Все спектакли наших гостей состоялись при полном аншлаге. Люди сидели в проходах прямо на полу, стояли вдоль стен. Это была атмосфера праздника. Праздника театра и большого культурного события. Но как только гости разъехались, зритель опять погрузился в пассивность.
Приобщить больше людей к настоящему искусству можно, только подняв общий уровень культуры. Нужно сменить сегодняшние ценностные ориентиры современной молодежи, чтобы она равнялась не на навязываемых нашим родным телевидением героев-бандитов или суперментов из спецслужб, умеющих метко стрелять и пользоваться приемами восточных единоборств, а, например, людей одаренных, творческих, по-настоящему интеллигентных. Необходимо отказаться от лоббирования интересов предпринимателей, наживших богатство сомнительными способами.
Можно ли говорить о необходимости общей культуры в условиях нашей действительности, где число игорных залов не уменьшается, а дети сбегают с уроков, чтобы пострелять на мониторе компьютера в каких-то забегаловках, расположенных в гаражах. Возникает при этом еще вопрос: где они берут деньги на свои увлечения? Можно ли говорить об общем поднятии культуры, если носители ее — театры, музеи, библиотеки, школы искусств — финансируются по-прежнему, по остаточному принципу, а зарплата их работников низкая и не устраивает никого. Когда «догонялки» с инфляцией вызывают только озлобленность, до театральных ли премьер?
Как заинтересовать власть имущих в продукте культурной отрасли? Как добиться совпадения интересов театра и власти, когда она видит и ценит прежде всего одаренность спортивную, а не художественную, творческую? Как сохранить то огромное и еще нерастраченное культурное наследие, которое у нас все еще вопреки всему есть? Почему ресурс наших богатейших музеев и библиотек используется крайне недостаточно? Эти вопросы не только к власти, но и к каждому, кто имеет отношение к воспитанию молодого поколения. А это все мы истоки общей культуры в семье.
А если родители все же сносно внимательны к своему ребенку и отмечают его одаренность, где поймать шанс для его творческой реализации? Школы искусств чрезвычайно тесны не только помещениями, но и бедны заинтересованными учителями. А где реализовываться способным провинциальным мальчишкам и девчонкам? Да разве только им? Куда вообще податься со своими незаурядными способностями? Неужели только на поклоны спонсору?
Талантливые осуществляют свои проекты с огромными усилиями, но это не спасает. В республике нет объединяющих крупных культурных проектов. Разрозненно работают театры, филармония, эстрада, музыкальные, художественные училища, специализированные в области культуры кафедры вузов. Хорошо, что у нас появилась новая система грантов в области культуры, которые помогут перенести культурные новации из столицы в удаленные уголки республики. Появляются у нас и ростки меценатства.
Вспомним с благодарностью нашего земляка из Москвы Омари Калаева, который радеет за самобытную культуру родного Дагестана. Он основал конкурс-фестиваль песни «Шунудаг», который сплачивает народы, сохраняет песенную культуру. Омари Магадович помогает театрам республики. Вот теперь взялся организовать биеннале для художников, в помощь им. Обширная программа биеннале «Шунудаг» стартует в начале следующего месяца. Есть разовые вливания еще робких меценатов Русскому и Лакскому театрам, помощь отдельным талантливым детям. Но этого крайне недостаточно.
Дагестан буквально кишит талантами! Стоит побывать на конкурсах, фестивалях в городах и районах, и вы увидите, как богата наша земля одаренными людьми. А поэтому нужны постоянно действующие программы, способствующие не только сохранению, но и приумножению культурного потенциала. Они помогут духовному обогащению человека, который уже никогда не возьмет в руки камень и не разобьет фонарь, как говорил об этом немодный сейчас Максим Горький.
Статьи из «Общество»
Любить и защищать

Минута молчания длиною в 50 лет

Наш долг – помнить

Офицеры не сдаются

Самый главный праздник

Наш священный праздник
