На службе Отечеству
День российской науки мы празднуем 8 февраля. Отмечая это знаменательное событие, вспоминаем об огромном и неоценимом вкладе отечественной науки в мировую. Создание в 1724 году по указу Петра I Академии наук стало значительным явлением в истории науки и культуры в широком смысле.
В нашей республике научные традиции имеют глубокие корни. Многих выдающихся ученых, просветителей дал миру Дагестан. Это Абу Бакр Мухаммад, сын Муссы аль-Фараджа ад-Дербенди (XI в.), Махмуд Хиналугский (XV в.), Мухаммед Кудутлинский, Гаджимагомед Зирдагский, Дамадан Мугинский, Магомед Убринский, Дауд Усишинский (XVIII в.) и другие.
Во второй половине XIX – начале XX века ученые Российской академии наук проводили научные исследования по дагестанской тематике. Они объединялись в экспедиции в целях изучения природных богатств, истории и культуры народов Дагестана.
После революции 1917 года наступил новый этап в развитии науки – была создана сеть научно-исследовательских учреждений, открыты вузы. Становление науки в Дагестане связано с именами выдающихся ученых – Н. И. Вавилова, Н. Я. Марра, И. Ю. Крачковского, Н. Ф. Яковлева, Л. И. Жиркова, И. И. Мещанинова, А. С. Башкирова, В. Д. Голубятникова и других.
Весомый вклад внесли местные ученые – историки, лингвисты, геологи, медики, физики, юристы, биологи…
В последние 25 лет в научной жизни страны и республики возникло новое явление – появился целый ряд региональных подразделений общественных академий наук – международных и российских. Это, например, Российская академия естественных наук, Международная академия наук высшей школы, Международная академия информатизации и т. д. Появление их можно всячески приветствовать. Общественные отраслевые академии с давних пор существуют в зарубежных странах. Ученые Королевского научного общества Великобритании или Национальной академии наук США собираются для того, чтобы обсудить уровень исследований за рубежом, дать рекомендации.
Крупнейшим научным объединением многих стран является Международная академия наук высшей школы. В ее рядах лауреаты Нобелевской, Ленинской, Государственной и других премий. Ежегодно в академию принимаются на конкурсной основе новые члены. Среди них, безусловно, немало талантливых исследователей, давно достойных звания академика РАН. Многие ученые, работающие в ДФИЦ РАН, в вузах нашей республики, являются членами общественных академий.
Значительный научный потенциал сосредоточен и в вузах нашей республики, а также в научно-исследовательских учреждениях. Многогранная работа проводится в этом плане в Дагестанском государственном педагогическом университете. Значительное внимание уделяется наиболее перспективным фундаментальным и прикладным научным направлениям, созданию институтов, лабораторий, кафедр, участию кафедр в выполнении международных и отечественных научных проектов. В некоторых вузах возникли научные школы, которые являются ведущими не только в Дагестане, но и в России.
Несмотря на это преподаватели вузов, занимающиеся научно-исследовательской работой, и научные сотрудники исследовательских учреждений находятся в неравных условиях. Прав президент Международной академии высшей школы В. В. Шукшунов, когда говорит, что практика проведения конкурсов в РФФИ, других известных фондах свидетельствует о том, что доля победителей в конкурсе ученых из университетов очень невелика, да и в основном они представлены небольшим числом столичных вузов. И не потому, что в университетах отсутствуют достойные научные школы, нет крупных ученых, которые способны успешно выполнять серьезные фундаментальные исследования, а потому, что, как повелось на Руси, членами конкурсных комиссий являются в основном представители академического сектора науки. Они же, как известно, убеждены в том, что вузовская наука является второсортной и нечего на нее тратить даже мизерные средства.
Во всех ведущих странах мира центрами фундаментальной науки и одновременно подготовки кадров для нее являются университеты. По уровню оснащения компьютерной техникой и информационным услугам, предоставляемым сотрудникам и студентам, тот же Даггоспедуниверситет стоит на передовых позициях. Десятилетиями формировались научные традиции и школы. В настоящее время научный комплекс ДГПУ объединяет институты, научные центры, школы, что позволяет обеспечить единство научного и образовательного процессов.
Для улучшения состояния науки и образования в республике необходимо и в дальнейшем скоординировать исследования, проводимые в подразделениях ДФИЦ РАН, в высших учебных заведениях, в отраслевых научно-исследовательских учреждениях.