На вечное хранение
Станция Махачкала – Сортировочная. Яркие лучи прожекторов освещают многочисленные пути. То и дело слышны сирены мощных тепловозов. Они увозят на юг и север тысячи тонн грузов последнего года семилетки.
Этой прекрасной панорамой станции в один из теплых майских вечеров в канун радостного Дня Победы любовались два человека. У одного из них голова давно уже покрылась сединой. Это заместитель начальника станции Михаил Николаевич Купцов, а второй – тоже заместитель начальника станции – Иван Федорович Копнов.
– А помнишь, Иван Федорович, нашу станцию в годы Великой Отечественной войны?
– Хорошо помню, Михаил Николаевич, очень трудно нам было тогда…
… Осень 1942 года. Немецко-фашистские стервятники рвались к грозненской нефти. Они беспощадно бомбили город и станцию. Грозный горел. Здесь было прервано железнодорожное сообщение.
Тяжелая обстановка создалась тогда и на станции Махачкала – Сортировочная. Коллектив получил приказ: выполнять двойной план отправления горючего для нужд фронта – за себя и за Грозный.
– Когда наступал вечер, станционные пути погружались во мрак, прожекторы не горели из-за светомаскировки, – вспоминает Михаил Николаевич. – И в таких условиях люди формировали нефтеналивные маршруты, отправляли их без задержки.
Михаил Николаевич Купцов работал тогда начальником станции. Поезда отправлялись через Кизляр на Астрахань, так как главная железнодорожная магистраль подвергалась непрерывной бомбежке, пути кое-где были разрушены.
В те дни зародилась тесная связь и дружба между моряками, портовиками, нефтяниками и железнодорожниками. Между ними разгорелось соревнование, продолжающееся и по сегодняшний день.
Инициаторами его являются Купцов и Копнов.
… На Каспии был сильный шторм. Мутно-зеленые волны с большой силой обрушивались на танкер. Но моряки не пасовали перед трудностями. Они хорошо знали: фронт ждет горючего… Оно сейчас нужно как воздух самолетам, танкам, автомашинам. Танкер даже раньше срока прибыл в Махачкалинскую нефтегавань. Быстро выкачали из него продукт и сразу же наполнили им цистерны.
– Каждый состав составители поездов В. Стрижак и А. Чернышев формировали на один-два часа раньше положенного, – рассказывает бывший маневровый диспетчер Копнов. – И это при том условии, что нередко приходилось работать беспрерывно по 24-36 часов, так как не хватало людей.
Работники станций ежедневно совершали трудовые подвиги во имя победы над врагом. За образцовое выполнение задания по бесперебойному обеспечению фронта горюче-смазочными материалами коллективу несколько раз присуждалось переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.
После войны за большие заслуги перед Родиной знамя было оставлено коллективу на вечное хранение. По достоинству оценены отличившиеся работники, Михаил Купцов был награждён орденом Ленина, знаками «Почетный железнодорожник» и «Почетный работник морского флота СССР». Высокие правительственные награды украсили грудь ветеранов транспорта Копнова, Стрижака, Чернышева и других, кто в тылу ковал победу над врагом.
В настоящее время В. Стрижак – маневровый диспетчер, руководит сменой, которой первой присвоили звание смены коммунистического труда. Хорошо работает составитель поездов Чернышев.
В целом станция является передовой на всей Северо-Кавказской дороге. Коллектив ее награжден Почетной грамотой Министерства путей сообщения СССР.
Достойными делами встречают работники станции праздник Дня Победы. Они за четыре месяца и первую неделю мая дополнительно к заданию отгрузили более 40 тысяч тонн «черного золота».