X
09:42 06.03.2025

На весах совести

Ханжан Курбанов, политолог, член Общественной палаты РД
Выпуск - 2025 № 32
60

Мы отказались от строительства коммунизма, но по-прежнему хотим построить рай, быстрый и хаотичный. А всё потому, что дагестанцы – народ стремящийся. К благам этого и иного мира. Иногда этого мира больше, чем иного. Выражается это в специфически понимаемом благе, натуральном типе политической и социальной культуры, в своеобразном восприятии справедливости (она с привкусом племенного подхода) и консолидации вокруг «своих»: этноса, рода и клана (тухума, по-дагестански).

По крайней мере такой образ дагестанца вырисовывается, когда смотришь на «дела земляков». Если применить первый аналитический инструмент – наблюдение, то видишь хаос, суету, уродскую застройку, мусорный и коммунальный бедлам с одной стороны. И гламур, многоречивость в токсичном комментировании в соцсетях; блеск мечетей и нищету, тщательно скрываемую по принципу «казаться, а не быть», – с другой.

Квартирный вопрос и налоги испортили дагестанцев. В первом случае это к вопросу, где жить, а во втором – жить хорошо, сытно и весело, «забывая» отчислить в общую корзину причитающиеся платежи. Так мы устраиваем себе «рай». Правда, эта голограмма земного рая может неожиданно завершиться. Растаять в дымке иллюзий. Дагестанские мусульмане – что этнические, что практикующие – об этом редко вспоминают.

Часть глубоко верующих дагестанцев рисует себе рай там, на небе. И как будто поэтому безобразно относится к этому миру. Хотя по философии ислама этот мир очень важен, так как он является связующим портом для мира иного – мира ахира – джанна. Поэтому нельзя обесценивать этот мир. Наша задача этот мир облагородить, сделать его максимально лучше, комфортнее, и не только технически, но и нравственно, духовно.

Сделайте же этот мир раем!

Но по разумению (или недомыслию) некоторых «…здесь «можно» все делать как попало: работать спустя рукава, плеваться и мусорить где ни попадя, не исполнять свои обещания – так как «вокруг же не все такие, как я, верующие», плохо выполнять свои прямые обязанности, можно (и даже нужно) воровать у государства…».

Кстати, эта концепция давно в ходу у некоторых верующих соотечественников – с советских лет, когда антибожественный смысл режима был священнослужителями и коммунистическими идеологами разрисован для прихожан и соратников и тем углубил антагонизм между верующей частью и властью. Иногда противостояние незримое, но оттого не легче. «Если у власти безбожники (капуры, гяуры) – значит, можно и приворовывать». А если долго носить маску лицемерия, можно и стать воровайкой. Даже если режим уже не большевистский и вокруг все главы регионов и даже президент – люди верующие и ходят в храм.

Классик лезгинской поэзии Етим Эмин, по совместительству кадий семи сел Кюринского округа, в конце XIX в. боролся с таким лицемерием, которое затесалось под прикрытием мусульманства и ореола святости.

«Скажешь слово (в смысле, если муллу критикуют) – он тут же надевает тюрбан святости (в оригинале: «Лагьайла, яаз кьилиз сирих!»), – писал в своих стихах Эмин. То есть прикрывается напускной религиозностью, вместо того чтобы отвечать по существу. «Мол, не задавай вопросов – я же божественный человек, не видишь, что ли?..».

Потом великий классик воскликнул в сердцах: «Сделайте же этот мир раем!» Покажите, что вы достойны небесного рая! А пока же этого не видно, мусульмане!

Как много мы говорим о том мире, упуская возможность стать лучше в этом. Так и дагестанцы под убаюкивающие проповеди об ахирате и молниеносно творимые впопыхах намазы забывают про долг перед обществом и республикой. «Я же верующий, значит безгрешный, и исправлять себя я не буду и не хочу. Бог простит». А тогда за хаос в строительстве, экологии, коммунальной сфере тоже придется отвечать, а не только за пропущенные намазы и посты… От философии «отключения совести» и все проблемы с налоговой и платежной культурой, с хаотичным жильем и коммунальным бедламом, с низким профессионализмом и компетенцией. У Аллаха, вероятно, свои весы, нежели те, на которых мы взвешиваем свои деяния.

А потом для нас Дагестан по-настоящему не стал пока еще Родиной, это территория заработка, база отдыха, место, где живут наши родные и друзья, и так далее. Был бы Родиной, и относились бы иначе… А то, что этот мир важнее рая (хотя, возможно, и не лучше), должно нас мотивировать на деяния более достойные тех, которые привели нас к хаосу, из него придется выбираться не только власти, но и обществу.

Статьи из «Общество»

Чтобы возить фураж, нужна фуражка

2
Головные уборы становятся символами событий и эпох, а...

Дагестанцы и Антарктида

5
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Жизнь на льдине» – дневник дважды Героя...

Хватательная хиромантия

5
Вот в Дагестане прокладываются современные автотрассы, возводятся мосты, объекты соцкультбыта и образования. Я, человек советского образа мышления, даже как-то с...

Мир без прикрас

5
Кажется, весь мир охвачен угрозой террора. Он беззащитен, он не защищен от смертоносных ударов, которые могут нанести даже рукопожатные союзники. Так кто правит...

Оружие Победы

11
В 1889 году генерал-майор, конструктор Сергей Иванович Мосин предложил для испытания...

Крестьянин и ханская дочь

19
У одного хана была необыкновенно ленивая дочь. Целыми днями она валялась на диване, не хотела...

Если выпить литр…

10
Всем известно, что управлять автомобилем после употребления алкоголя запрещено. Конечно, данное явление не очень актуально в Дагестане, и езда в нетрезвом...

Бестселлер из России

32
На российский рынок вышли седаны и лифтбеки в пересмотренной комплектации #Club, а также...

Комсомольская закалка

13
Советское время выдвинуло на общественную арену немало выдающихся людей. Они...

Мгновенный отклик

17
Едва из радиоприёмников разнеслась страшная весть о вероломном нападении фашистской...