Наш символ – Петровский маяк
Старому доброму маяку, гордо возвышающемуся на горе Анжи-Арка, исполняется 170 лет. Это одна из достопримечательностей и символов города, а вдобавок ещё и одно из самых первых строений. Заработал маяк 1 апреля 1852 года.
История его весьма любопытна. Во второй половине XIX века с узакониванием царской российской власти в Дагестан пришло много нового – железная дорога, строительство крепостей, а потом еще и городов. На берегу Каспийского моря родились порты, ну и вместе с ними, разумеется, были построены маяки.
Именно по распоряжению героя Отечественной войны 1812 года, крестника Екатерины II, кавказского наместника Михаила Семёновича Воронцова на территории нынешнего Дагестана принялись за строительство маяков. История началась в Петровском укреплении (будущая Махачкала) и Дербенте, где появились эти самые маяки.
В Дербенте работы начались в 1851 году, возведен он был по проекту флотского капитана М. И. Савиничева на северо-западной части крепостной стены. 16 января 1853 года деревянный маяк был сдан в ведение помощника надзирателя карантинно-таможенного поста, а зажигаться стал с 1 мая 1853 года. Однако из-за тусклого света и по причине того, что далеко находился от моря, было принято решение возвести новый и ближе к берегу. Так в начале лета 1868 года стал функционировать каменный образец. Кстати, Дербентский маяк является самым южным на территории России.
Деревянная версия маяка появилась в 1852 году. Первоначально это была башня белого цвета, свет 8 ламп на высоте 75 метров над уровнем моря усиливался рефлекторами, видимость света достигала 18 миль. В 1895 году светимость маяка была увеличена, огонь установлен более высоко
Та же участь постигла Петровский (Махачкалинский) маяк. Деревянная версия маяка появилась в 1852 году. Первоначально это была башня белого цвета, свет 8 ламп на высоте 75 метров над уровнем моря усиливался рефлекторами, видимость света достигала 18 миль. С развитием города и порта маяк перестал быть самым заметным сооружением. В 1861 году в газете «Кавказ» Иван Семёнович Костемеревский (военный врач, писатель и журналист) писал: «Город Петровск спешит обстраиваться. Места разбираются нарасхват. Всех домов в нем более 450, в числе их есть много каменных, недавно кончены три трехэтажных дома из тёсаного камня. Ценность домов с открытием работ по сооружению мола втрое увеличилась». В итоге в 1866 году появился каменный маяк под наблюдением Гидрографической части Каспийской флотилии на новом, более удачном месте на горе Анжи-Арка. Высота новой башни составила 27 метров (около 80 метров над поверхностью моря), видимость огня 15 миль. В 1895 году светимость маяка была увеличена, огонь установлен более высоко. В начале XX века маяк был раскрашен красными полосами на белом фоне, хорошо различимыми в любое время года. В 1912 году масляные лампы были заменены керосинокалильными горелками, а в 1928 году было внедрено ацетиленовое освещение. Внутри башни маяка находится смотровая площадка, на которую можно подняться по винтовой лестнице из 117 ступеней.
Маяк. Александр Лещинский. Махачкала. 1979 год
Во время наступления германских войск на Кавказ несколько вражеских самолетов достигли и Махачкалы. И даже бомбили наш город. В темное время суток жителям не разрешалось пользоваться освещением, а сам маяк и вовсе был выключен. Заработал он только в 1944 году, когда уже шло полномасштабное наступление советских войск. Кстати, выключался маяк и в 1990-е годы (на два месяца) – за неоплату счетов за электроэнергию.
В 2008 году на маяке установили белый проблесковый огонь, различимый с расстояния до 24 миль. Вообще маяк полностью автоматизирован и обслуживается единственным сотрудником – начальником производственной группы средств навигационного оборудования.
Ещё один маяк был построен на острове Чечень. Появился он в 1863 году с помощью английских строителей, а руководил работами поручик Козловский. Сегодня маяк обслуживает Алексей Воржаков – потомственный маячник. Ещё один старинный маяк находится на острове Сулак. Он деревянный и в планах маячной службы его реконструкция. Исмаил Измайлов работает на острове с 2008 года, а до этого маячником был его отец, который обучил сына профессии и передал маяк «по наследству».
В ведении маячной службы Каспийской флотилии имеются и современные маяки – Туралинский в Каспийске и Буйнакский вблизи Избербаша. Они выстроены на месте старинных знаков, дальность свечения которых не превышала 6 миль. Сейчас же свет маяков покрывает расстояние в два раза больше.