«Наше спасение и защита – в культуре и образовании…»
Махачкалинский центр повышения квалификации уже давно стал своего рода дискуссионной площадкой по вопросам, связанным с образованием и воспитанием подрастающего поколения.
К участию в разговоре приглашаются эксперты, специалисты в самых различных областях – юристы, экономисты, педагоги с большим опытом работы, общественные деятели (на снимке). Профессор ДГПУ, заслуженный деятель искусств РФ, председатель Союза музыкантов РД, пианист Хан Мирзаханович Баширов – постоянный участник всех мероприятий, он является также членом Общественно-консультативного совета центра.
Встреча слушателей Центра с ним получилась демократичной. Вопросы задавали самые разные. Самые любопытные сверяли собственное восприятие тех или иных событий в своем городе и районе, республике и стране с его мнением.
— Это подвигло меня на воспоминания, – рассказывает Хан Баширов, – я сравнивал советский период и сегодняшнее время и всячески пытался демонстрировать свою осведомленность, отвечая на те или иные вопросы. Но наличие и качество вопросов не меньше характеризует подготовленность аудитории. На встрече более всего «зацепил» мой опыт путешествий по стране, широкий круг общения с известными людьми — общественными деятелями, политиками.
Не случайно Президент РФ подчеркивает, что несправедливость, коррупция, откровенная предвзятость часто становятся питательной средой для межэтнического напряжения. Сегодня большое поле деятельности для правозащитных организаций, для общероссийского народного фронта. Следует отметить деятельность ассамблеи народов России. После ликвидации Миннаца РФ эти местные ассамблеи взяли функции этого ведомства на себя. Правы те, кто говорит, что нельзя доверять решение национального вопроса только власти! Особенно у нас на Кавказе. Несомненно, необходимо учитывать особенности характера, адаты, историческую память. Нельзя унижать человеческое достоинство. Эту специфику тоже надо знать, если мы живем в многонациональном государстве. А защитой от унижения достоинства служат культура и образование, чему я служу всю свою жизнь. А что является составляющими культуры? Это истина, доброта, красота и любовь. Я бы еще добавил свободу и достоинство человека. Для этого мы должны лучше знать друг друга. Поэтому с восторгом воспринял идею, высказанную одним из моих коллег и одобренную Президентом РФ, по поводу создания фестиваля народного творчества различных регионов России и различных этносов.
Мы всегда гордились и по праву гордимся до сих пор разнообразием нашей культуры. И в этом – сила нашего многонационального народа. В то же время нам еще придется делать выбор: нужна национальная политика в отношении всех народов страны, в том числе русского народа, или она будет охватывать лишь национальные меньшинства, как это было в советские времена? Сегодня русские, составляющие более 80% населения страны, оказались вне национальной политики.
Страна у нас большая, много различных субкультур, самосознаний, поэтому нужно учитывать эту специфику, эти особенности при разработке национальной политики. Каждый политик, общественный деятель должен вносить свой вклад в это дело. Дагестан исторически выступал как целостное образование – как народ, как страна. Отсюда и значимость дагестанской идентичности, хотя ее целостность пытались разрушить разного рода завоеватели. Субкультурное многообразие Дагестана потом превратилось в этнополитическое многообразие, хотя дагестанская общность – это жизнь единого народа, обладающего культурными и языковыми различиями, и единого своим духом, идеалами, психологией, характером, которые во многом были у дагестанцев исторически общими, близкими.
Национальный вопрос не существует абстрактно, он имеет конкретную специфику, природу, поэтому нужен и конкретный механизм его решения. Мы многое упустили, считалось, что лучше не трогать эту проблематику. А в чем ее суть? Это вопросы языка, исторической памяти, самосознания, культуры, традиций, взаимоотношений разных народов. Сюда следует добавить и взаимоотношения государства и наций, самочувствие наций и конкретного человека.
Остро стоит вопрос сохранения языков в Дагестане. Родные языки – это наша живительная влага. Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить школьников правильно смотреть и понимать кино и телефильмы. Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства. На мой взгляд, эта работа в советское время была лучше организована.