Навсегда в памяти народной
В ряду славных деятелей советского этапа истории Дагестана достойное место занимает Шихсаид Исаевич Шихсаидов, о его жизненном и трудовом пути написано немало статей и воспоминаний, издана книга.
В бытность первым секретарём Буйнакского горкома КПСС он внёс в строительство значимого для города и района агрегатного завода личную лепту. Ежедневно бывал на строительстве этого промышленного комплекса, детально разбирался во всех вопросах хода работ, знал больше об этой стройке, чем сам её руководитель. Именно по его предложению на одном из заседаний Совнархоза был детально рассмотрен ход строительных работ, что позволило сократить сроки сдачи завода в эксплуатацию.
На посту руководителя горкома началась его энергичная организаторская и политическая деятельность, направленная на улучшение обстановки в городе, ускорение темпов его благоустройства, развитие промышленности и трудоустройство населения. Невзирая на лица, он осуществил кадровую перестройку, освободив некомпетентных, морально нечистоплотных руководителей.
Когда он работал секретарем обкома партии, был сделан значительный рывок в развитии промышленного животноводства и птицеводства. При его активной поддержке в республике за сравнительно короткий срок были построены 17 крупных птицефабрик, десятки молочно-товарных комплексов. Можно считать, что его достоянием является Птицепром Дагестана. Он же положил начало Главдагестанводстрою, благодаря чему к концу 80-х годов прошлого столетия удалось довести производство риса до 90 тыс. тонн и обеспечить выращивание на орошаемых землях свыше 70% всей растениеводческой продукции.
Шихсаид Исаевич пробовал свои силы и в журналистике. В свое время руководил редакционным коллективом газеты «Комсомолец Дагестана». В том, что он на самом деле был одаренным человеком, причем в самых разных областях, нет никакого преувеличения.
Комсомольская и партийная работа, новейшие теоретические разработки в области экономики, талант вожака и организатора и, наконец, незаурядное журналистское дарование – вот лишь небольшой перечень того, что наполняло его жизнь, почему так жива благодарная память о нем. Его публикации пронизаны вниманием к простому человеку.
Критическая устремленность для Шихсаидова никогда не была самоцелью. Да, критиковал он всегда резко. Но делал это доказательно, с максимальной степенью справедливости. Именно поэтому те, в чей адрес эта критика прозвучала, никогда не становились его личными врагами.
В начале 80-х, когда я работал корреспондентом отдела сельского хозяйства объединенной газеты «Луч коммунизма», в наш Буйнакский район приехала из «Дагправды» журналистка, кажется, Смирнова. Редактор нашей районки, познакомив нас, попросил поехать вместе с ней в хозяйства Кадарской зоны. По пути, когда проезжали мимо кладбища с. Буглен, она попросила меня остановить машину, чтобы подняться к могиле, где покоится Шихсаид Исаевич. Она подошла к могиле, погладила плиту памятника, тихо проговорила что-то. И когда мы продолжили путь, она до самого Кадара рассказывала о нём. Я тогда был молод и не очень, оказывается, знал своего земляка. Тогда же запали в душу её слова, что Шихсаид Исаевич опережал свое время, в Дагестане (тогда) не было и нет такого эрудированного, справедливого, строгого и скромного руководителя. В истинности и точности этих слов я убедился, изучив в последующем жизнь и поступки знаменитого земляка.
Как-то в беседе мой односельчанин Магомедхан Хасаев сказал: «Шихсаид очень часто бывал у чабанов на отгонных пастбищах. Очень заботился о людях. Именно благодаря его вмешательству нам, чабанам, оторванным от родных очагов, создавались хорошие бытовые условия. По его ходатайству многие чабаны удостоились государственных наград разных степеней. Что примечательно, по приезде он не подкатывал, как другие, на служебной машине к месту обитания чабанов и других тружеников. Добирался пешком. Часто, оставаясь на ночь, вместе с чабанами ужинал, спал там, где обычно спят все чабаны. Вот эта его простота и широта подкупали нас, рядовых тружеников, которых он уважал и ценил, как никто другой…».
Писатель и критик К. Абуков в одной из статей о Ш. Шихсаидове отмечает, что можно в принципе научиться быть хорошим работником, при надежном тыле обрести даже смелость, слыть решительным, инициативным, завоевать ауру крутого деятеля. Но невозможно стать совестью поколения, системы, если сам такими качествами не обладаешь. Это удел редких людей, по сути глубоко несчастных, ибо пожизненно они обречены нести тяжкий крест ответственности за всех и всё. Такие люди живут по принципу: не казаться, а быть, не поучать, а сделать самому, не сваливать вину на кого-то, а отвечать персонально…
Ш. Шихсаидов ушёл с высокого поста добровольно. Было тогда много слухов и кривотолков. Он в пору своего становления прошел тернистый путь карьерного роста. Но никогда не унывал, стойко выдерживая удары-уроки – судьбы.
В завершающей части своей статьи Абуков пишет: «… Думая о Ш. Шихсаидове, я почему-то вспоминаю жесткий обычай Индии: некоторые тамошние хозяева, когда хотят умертвить слона, напускают на него своры мосек. Благородный стонет, не трогает их. Но от унижения получает разрыв сердца…».
Все знавшие его люди как один утверждают, что его мудрость, смелые управленческие решения позволили поднять на новый уровень общую культуру, спорт, вписать новую страницу в молодежную и кадровую политику, резко нарастить объемы производства сельского хозяйства, являющегося важным сектором экономики республики.
И каждый раз, когда читаешь и слышишь лестные отзывы и слова, звучащие из уст видных людей, чувство гордости переполняет мое сердце за замечательного моего земляка. Он запомнился нам, всему трудовому народу как удивительно чуткий, внимательный человек, руководитель, обладавший всеми лидерскими качествами. Имя
Ш. Шихсаидова навечно вписано в историю нашей республики. Руководитель, стоявший у истоков новой молодежной политики, инноваций во всех сферах жизни республики, при любых жизненных обстоятельствах он оставался живой частицей народа. Несмотря на непростые испытания, выпавшие на его долю в разные периоды, он сумел сохранить честь и человечность, берущие свое начало от достоинства и морали, которые помогают нам сохранить в себе человека.