X
09:34 24.01.2023

Назло реальности

Сад Саида Шамилова хранит один видимый-невидимый секрет. Есть в нем достопримечательность – пещера (по-аварски «нохъо»).

Дело было в Гумбетовском районе, в так называемой Долине солнца. Аул Тантари. Семья собирается в саду, каждый занят своим делом. Дело у всех важное: от их трудов (ну, и от повелений природы) зависит будущий урожай. А в сезон сбора абрикосов и персиков лишних рук не бывает.

Сад – это и место работы, и место отдыха, где за столом собирается вся семья. В отличие от сада здешней печи не так много лет, и каждый день в ней румянится хлеб. Готовится, как в старину, на дровах. Хозяйка владений Зайнаб хранит рецепт бабушки Халимат. Говорит, что ничего особенного в нем нет: мука, свежая сыворотка или молоко, соль и… любовь.

Вернемся к пещере. Углубление в скале сегодня это и хозяйская кухня, и спасение в зной: тут всегда прохладно. Самое время за чашкой травяного чая вспомнить о детстве. Эти места еще помнят времена, когда Саид так же бегал за дедом, как сегодня маленький Умахан.

– Каждый день работали в колхозе: пасли овец, коз, утром туда и вечером обратно, – вспоминает он. – Садоводству меня родители научили, и я своих детей тоже учу, только не всем хочется этим заниматься. Молодежь сегодня далека от земли. Работа на земле – тяжелый, но уважаемый, баракатный труд. Надо много раз ей поклониться, чтобы она дала плоды.

В гостях хорошо, но надо в путь, в гости к другим скалам – свидетелям времен и перемен. Спешим запечатлеть и записать историю. Мы едем, огибая одну гору за другой, то поднимаясь на самый ее пик, то спускаясь к Андийскому Койсу. Замираем от восторга и много раз удивляемся вслух и про себя. И это гораздо сильнее, чем просто «красиво!».

Мой гид в Долине солнца писатель и журналист Гамзат Изудинов рассказывает о прошлом и настоящем родного края.

До нашей эры

История, подтвержденная археологическими исследованиями, начинается с Х века до н. э. На территории сёл района найдены и сохранились наскальные изображения, захоронения и предметы быта, отнесенные к этому периоду. Не раз в процессе долгого исторического развития время проверяло гумбетовцев на стойкость. Выстояли и нашествия Тамерлана.

– Полчища Тимура в 1390-х годах разрушили многие наши сёла, но гумбетовцы отстояли свободу и независимость, восстанавливали разрушенные и сожженные дотла дома и села, – рассказывает Гамзат.

В летопись освободительной борьбы вошло и сражение за аул Аргвани. В мае 1839 года 10-тысячной армии Граббе противостоял 2-тысячный отряд мюридов. Сражались за каждый дом и квартал. В живых осталось около 400 мюридов, которые стали участниками битвы за Ахульго.

Хранят здесь и истории о восстании 1877 года, о Великой Отечественной войне. И сегодня гумбетовцы защищают интересы страны в борьбе с нацизмом.

Холода в Долине солнца

А на фоне рассказов виды сменяют друг друга. И кажется, что лучше уже быть не может. Но нет… Впереди ещё много всего интересного. Извилистая горная дорога ведёт к достопримечательностям, которые мало кто из туристов видел.

На территории Цилитлинской сельской администрации, на горе Цоболго, на высоте 2500 метров находится пещера, которую местные называют «ЦIорол каратI», то есть «ледяная дыра». Вход в пещеру
прямоугольной формы, высотой 1,3–1,5 метра. Резкий спуск – и начинается сама пещера высотой 5–6 и шириной 2–2,5 метра. Внутри очень темно и холодно. Длина пещеры сейчас около 25 метров, а дальше завалено камнями. Местные говорят, что раньше она была в два раза длиннее.

Рассказывают, что однажды козёл, запущенный в пещеру, вышел на горе Буцрах, до которой по прямой около 7 километров. Снег, занесенный в пещеру зимой, сохраняется даже в самое жаркое лето. А в советское время колхозные чабаны хранили в пещере туши мяса, они месяцами сохранялись замороженными.

На этом история с памятниками природы только начинается. Селение Цанатль известно своими «естественными холодильниками». Исследования причин их образования никем еще не проведены.

Протяженность больших и малых пещер – около одного километра.

– Это такие небольшие подземные пещеры, из которых в жаркое время года дует холодный воздух. Зимой в них бывает тепло, – говорит Гамзат. – Находятся они в лесу, на окраине села Цанатль, вдоль внутрисельской автомобильной дороги. Природные памятники нуждаются в защите и внимании.

Спросите у башни

Селение Чирката знаменито не только своими сочными абрикосами. Каждого гостя тут встречает главный аксакал села – чиркатинская башня, история которой насчитывает не одно столетие. И рассказывают, что подобные сооружения на территории Дагестана больше нигде не встречаются, они имеются в странах Африки. Многолетний старожил 2,5 метра в высоте и диаметром в 1 метр связан с именем знаменитого распространителя ислама шейха Абулмуслима. В ХII веке он доводил идеи мусульманской религии до народов Кавказа. Вместе с ним во главе войска были и его братья.

На сайте администрации района история дополняется рассказами о том, что «через село проходил один из участков Великого шелкового пути, соединявшего Восток с Западом. Торговцы с Востока, Южного Кавказа и других стран проходили по этой долине, пересекая Кавказский хребет. Также караваны, вышедшие из берегов Черного моря и направляющиеся к берегам Каспия, проходили по местности. Шейх Абулмуслим, направляясь в Хунзах, остановился в селении Чирката. В тот период оно состояло из 12 хуторов. Пригласив представителей каждого рода, шейх созвал маджлис. Обращаясь с проповедью к чиркатинцам, он рассказал о важности приобретения знаний и призвал объединить хутора в одно поселение, чтобы люди могли молиться и изучать науки в одной большой мечети.

Абулмуслим выступил с проповедью, поднявшись на камень. В память об этом на камне построили башню. Оставив брата Алисултана в с. Чирката, шейх продолжил свой путь. Шейху Алисултану в селе построили дом, который позже стал медресе. Когда он скончался, его похоронили рядом с медресе. Могила шейха стала зияратом. По преданиям чиркатинцев, сохранившаяся до наших дней башня на окраине села возведена приблизительно в 1690 году на месте предыдущей. Внутри башни размещались каменные плиты с надписями о времени посещения села Абулмуслимом, о продвижении ислама, а также с сурами Корана и молитвами. В годы гонений эти плиты были разбиты и брошены в реку…».

В местности Харитани скалы хранят изображения и надписи, датируемые
VIII–V веками до нашей эры. Эти памятники исследовали известный археолог Владимир Котович и другие историки. И время, судя по всему, над ними не властно…

Туристы сюда едут, чтобы увидеть высокие горы, бурные реки, другие красоты, но самая главная достопримечательность – это люди, которые берегут историю и традиции назло стремительно меняющейся реальности…

Статьи из «Страна гор»