X
09:36 05.07.2019

Не дожить бы до листовок

Любая революция начинается с листовок и газет определенной идеологической направленности. Когда в умах сумятица, новое чтиво быстро меняет ход мыслей населения и дает им желаемое направление. А вслед за этим начинается хаос. История хорошо знакома с этим.

Что-то подобное наблюдалось и в нашей новейшей истории, когда в бурных 1990-х пошло повальное отчуждение от своего прошлого. Как грибы после дождя стали появляться разношерстные независимые СМИ. Хотя, что скрывать, у всякой «независимости» есть свои абсолютно конкретные спонсоры. Чтобы поднять свой престиж, они исподволь наводили тень на престиж государственных изданий и потворствовали всем низменным страстям людей, побуждая их интерес к склокам, скандалам и всякой пошлости. В результате росли тиражи новоявленных изданий и резко падали тиражи государственных.

Не минула эта участь и нашу «Дагправду». Хотя старейшая республиканская газета (а ей уже больше 100 лет!) всегда была, есть и, уверены, будет флагманом классической журналистики в Дагестане. Недаром преподаватели отделения журналистики Даггосуниверситета рекомендуют своим студентам учиться на примере «Дагестанской правды». И это обоснованно. У нас традиционно профессионально сильный журналистский коллектив, а также лучшие корректоры. И наши газетные статьи всегда интересны, достоверны и взвешенны. Да и тематика рассчитана на все возрастные и социальные категории читателей.

Однако фраза, что в «Дагправде» нечего читать, ловко запущенная нашими оппонентами еще в девяностых, подрубила тираж газеты под корень и по сей день мешает его поднять. Это наглядно демонстрирует подписная кампания. Конечно, есть на то и объективные причины: престиж печатных изданий падает повсеместно – в мире, стране и Дагестане. Это пагубная тенденция, потому что вместе с потерей интереса к чтению печатных изданий (книг, журналов, газет) катастрофически падает грамотность населения. А это очень печально!

Вот что показала только что закончившаяся подписная кампания на второе полугодие. Даже те районы, которые традиционно считались самыми читающими, заметно сдали позиции. К примеру, в Магарамкентском районе при населении более 60 тысяч на «Дагправду» подписались менее 30 человек. Такая же ситуация в крупных районах — Левашинском, Кизлярском, Хасавюртовском, Буйнакском, Кизилюртовском, Ботлихском, Хунзахском. Создается впечатление, что руководители названных и некоторых неназванных муниципалитетов, чиновники разного уровня (а их в республике более 30 тысяч) совсем не заинтересованы в том, чтобы до людей доходила правдивая информация о том, что происходит в республике. Да и самим муниципальным главам надобно быть информированными обо всех мероприятиях руководства республики и о законодательных новшествах. Именно для них это всё печатает «Дагправда».

Недавно звонили в редакцию из одного района и спрашивали, почему газета ни строчки не написала о том, что муниципалитет отметил 90-летний юбилей. Так и хочется спросить: а для кого писать, если в районе газету получают 10 человек?

Но наиболее удручающая ситуация складывается в городах Дагестана, где в настоящее время проживает добрая половина населения республики. Вот где должны бы читать! Но практически все города на второе полугодие снизили и без того невысокую планку подписки, которая была в первом. Раньше на каждом шагу были газетные киоски, где горожане, кто не успел подписаться, покупали газету. Сейчас они лишены даже такой возможности. Это даже в голове не укладывается, что мэр города не может найти место для установки газетного киоска!

А они, киоски, позволили бы дагестанцам ощутимо сэкономить на подписке, ведь в киосках «Дагпечати» она обойдется читателю в два раза дешевле. Львиную долю подписной цены почтовики забирают за доставку газет. Но при этом читатели жалуются, что доставляют периодику не всегда и не вовремя.

Кроме того, новшеством этого года стало то, что почтовики требуют при корпоративной подписке кучу документов, вплоть до устава организации. В редакции склонны считать, что эти препятствия созданы искусственно.

Однако, несмотря на все эти перипетии, руководители, ответственные работники ряда районов провели подписную кампанию на должном уровне. Назовем эти районы: Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Хивский, Дахадаевский, Табасаранский, Ногайский и некоторые другие. Для них ведь созданы те же условия, что и для остальных. Просто они понимают, что газета в наше время является спасительным островком в бушующем океане фейковых новостей, заказных статей, а то и просто явной дезинформации. Ни для кого не секрет, что в Интернете накопилось много мусора, ненужного хлама, пошлого и опасного материала. И наши дети и внуки читают это, а не полезные книги, газеты и журналы.

Понятно, что эпоха Интернета заметно влияет на тиражи газет и журналов. Для сохранения и расширения контингента читателей печатные периодические издания имеют электронные версии. Вместе с падением тиражей и снижением количества подписчиков растет аудитория читателей интернет-версии. Не радио, а именно Интернет нужно сейчас считать газетой без бумаги и расстояния. «Дагестанскую правду» читают в десятках стран мира. Только за последние 12 месяцев в США на сайт «Дагправды» зашли 47 тысяч 984 человека, почти 10 тысяч — в Нидерландах, более 7 тысяч — в Ирландии, более полутора тысяч — в Германии, Франции, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане, Украине. Нас также читают в Израиле, Турции, Великобритании, Италии, Австралии, не говоря уже о бывших наших соседях по СССР. А внутри страны «Дагправду» за год просмотрели около полумиллиона наших читателей.

Всем им, видимо, интересно то, о чем пишет газета. В отличие от жителей Хунзахского, Ботлихского, Кизилюртовского, Хасавюртовского, Чародинского, Гергебильского районов, городов Хасавюрта, Дербента, Кизилюрта, Ю.-Сухокумска, где подписчиков можно пересчитать по пальцам. Но газета ориентируется не на них и продолжает служить читателям, делая свое дело, начатое более ста лет назад.

Учитывая наш еще довольно необустроенный быт высокогорных районов (не везде пока доступен Интернет) и менталитет горцев, привыкших «искать правду» в газетах, мы уверены, что рано хоронить бумажную версию газеты. Она жизнеспособна и необходима людям, особенно старшего поколения, привыкшим с газетой в руках проводить свой досуг. Поэтому было бы неплохо, если бы руководители муниципалитетов проводили мероприятия с обсуждением газетных материалов в домах культуры, библиотеках и школах. Это объединяло бы власть с народом, помогало их взаимопониманию и взаимодействию. А мы, газетчики, всегда были и продолжаем оставаться мостом между народом и властью и впредь, укрепляя этот мост дружбы.

Статьи из «Общество»

Крылатая история Страны гор

5
В небе Дагестана первые самолеты появились в 1922 году. Основной их задачей были вначале...

От «Добролёта» до «Аэрофлота»

6
Пассажирские воздушные перевозки зародились в России еще в 1910 году. В 1920-е после окончания...

Штрафы за старые авто – фейк

9
СМИ сообщали о новых штрафах, с которыми могут столкнуться водители уже в 2025 году. Речь идет о...

Мотобат спасателей

3
В системе гарантированного обеспечения безопасности людей, сохранения человеческих жизней...

«Просроченный» бензин

3
Эпоха «миллионников», то есть автомобилей, имеющих двигатель, способный пробежать миллион...

Маршал инженерных войск

5
В Хасавюрте есть улица, названная в честь маршала Михаила Петровича Воробьёва. Есть такая улица и в Москве, и во Владикавказе. И это неслучайно.

Из плеяды героев

3
Был июнь 1941 года. Проснулся Коля рано. Настроение было отличное, впереди солнечный день, он...

Лев русской армии

8
После смерти генерала Петра Багратиона император Александр I сказал про него: «Он был...

Автоответчик

5
Говорит автоответчик. Японский. Хозяина нету дома. Черт его знает, где он шляется!

Встреча с Героем

10
Этот день учащиеся Эндирейской школы №3 запомнят навсегда. На урок «Разговоры о важном» к...

Не алименты нужны, а папа!..

56
Регулярные новости об аресте судебными приставами автомобилей дагестанцев, задолжавших по алиментам, заставляют задуматься о масштабах проблемы. Как же так...

Дагестан – в группе лидеров

17
Журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» провели...