Не изменил мечте
Немало талантливых людей, выходцев из Табасаранского района, живут и трудятся в различных регионах нашей страны и вносят достойный вклад в развитие многих отраслей экономики России. Среди них Абакар Гараевич Гаджимахмудов – ветеран КамАЗа, заслуженный машиностроитель Российской Федерации. О нём наш рассказ.
Абакар Гараевич родился в 1937 году в селении Ерси в семье колхозника. Тяжелые военные и послевоенные годы не позволили ему вовремя пойти учиться, и потому он окончил школу в 1957 году, показав блестящие знания по математике, физике и химии.
Вскоре юношу призвали в армию в Забайкальский военный округ. Там его направили в школу авиамехаников, которую он окончил с блестящими успехами. Его дальнейшая служба проходила в составе Группы советских
войск в Германии.
Служба в одной из авиационных дивизий закалила характер Абакара, развила в нём целеустремленность, высокое чувство ответственности за порученное дело. Тогда же он определил направление своей дальнейшей деятельности. По завершении службы в сентябре 1961 года в возрасте 24 лет он становится студентом известного в стране Казанского авиационного института. Годы напряжённой учёбы пролетели быстро, и в 1966 году он дипломированный инженер по специальности «Двигатели летательных аппаратов».
Сразу после выпуска начал работать на Казанском механическом заводе. Но его не оставляло желание вернуться в Дагестан. Ему предлагали работу в Махачкале, Каспийске, но везде без предоставления жилья. Между тем Абакар Гараевич к тому времени был женат, в семье рос сын. Это вынудило его переехать в Баку. Здесь на местном электромеханическом заводе – филиале Ленинградского головного предприятия – его приняли конструктором I категории. Через полгода завод вручил ему ордер на двухкомнатную квартиру.
Казалось бы, теперь у Абакара Гараевича все есть: и квартира, и работа. Но желание реализовать свои способности, знания и навыки по созданию и эксплуатации сложной техники, связанной с двигателями, в 1972 году привело А. Г. Гаджимахмудова в Татарстан, где тогда начиналось строительство Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»). Здесь он стал трудиться на заводе двигателей.
Работа в полной мере позволила Абакару Гараевичу применить свои глубокие знания и опыт. И закономерно, что на него обратило внимание руководство КамАЗа. Вскоре его командировали на Ярославский моторный завод, где он 2 года занимался технологиями, сборкой и испытанием первых опытных двигателей КамАЗа, получил новые знания и опыт.
Не успел Абакар Гараевич вернуться из Ярославля, как руководство КамАЗа командирует его в составе технической группы во Францию. В Париже он в 1974–1975 годах занимался согласованием технической документации сборочного производства и приёмкой оборудования, предназначенного для отправки по заказам КамАЗа.
Но вот закончилась и эта командировка. Возвратившись из Парижа, Гаджимахмудов, уже как заместитель начальника цеха по технической части, начал работы по монтажу и пусконаладке сборочного производства
первой очереди. На монтажных, пусконаладочных и испытательных работах Абакар Гараевич показал себя незаменимым специалистом. С ним считались, прислушивались к его советам. Поэтому, когда встал вопрос о том, кого рекомендовать в очередную командировку в зарубежные европейские страны с развитым машиностроением для изучения особенностей технологий и передового опыта, выбор пал на него. В Италии в Турине в 1982–1983 годах он работал на машиностроительных заводах «ФИАТа».
По возвращении Абакар Гараевич возглавил работы по монтажу, пуску уже второй очереди оборудования КамАЗа. В 1985–1986 годах он начальник цеха испытания двигателей. Вскоре его перевели на более ответственную должность – руководителя Государственной приёмки на заводе двигателей. Было это в самый канун распада Советского Союза. Отсутствие централизованного планирования и финансирования, разрыв годами устоявшихся хозяйственных связей с многочисленными предприятиями страны – поставщиками сырья, энергии, топлива, различных приборов, комплектующих, оборудования и многого другого – привели к спаду производства. Намного сократился спрос и на готовую продукцию комплекса. Потому прекращали работу целые производственные участки, цеха и предприятия. Началась массовая утечка рабочей силы с КамАЗа. Увольнялись управленцы, квалифицированные инженерно–технические работники, рабочие – мастера своего дела. Кроме всего этого, в 1993 году на КамАЗе случилась большая беда – сильный пожар на заводе двигателей. Предприятию был нанесён огромный материальный ущерб.
В этих условиях было ясно, что без восстановления или вновь строительства моторного завода не может быть и речи о возрождении и развитии всего комплекса КамАЗа в целом. Однако завод двигателей не располагал такими возможностями – не было денег, специалистов и требуемой рабочей силы. Наступили трудные времена.
Патриоты, энтузиасты КамАЗа искренне переживали за положение дел на предприятии, искали пути, методы, средства и силы, чтобы возродить и дальше развивать комплекс. Среди первых был Абакар Гараевич Гаджимахмудов. К тому времени он отдал КамАЗу более 20 лет своей жизни, свои знания и опыт машиностроителя, и ему, конечно, была небезразлична судьба завода.
В те дни Абакар Гараевич пришёл к директору завода двигателей с предложением разрешить ему достроить цех станкостроения рядом со сгоревшим заводом. Не сразу, но они сошлись на том, что, если Абакар Гараевич лично возьмётся за это, мешать ему директор не будет. Абакар Гараевич за год возвёл корпус цеха, набрал хороших специалистов и рабочих (люди ему верили и к нему шли), завез оборудование и технологические линии. Было организовано производство турбокомпрессоров для двигателей КамАЗа. Параллельно организовал ремонт двигателей. Работа наладилась, на заводе стали выплачивать хорошие зарплаты, и люди, ранее покинувшие производство, стали возвращаться на предприятие.
В течение 5 лет, до конца 1990-х годов, Абакар Гараевич был директором этого производства и внёс весомый вклад не только в сохранение КамАЗа, но и в его повторное рождение и дальнейшее развитие. В 2000 году его назначили заместителем директора по качеству завода двигателей, и последующие 10 лет он посвятил себя этой работе.
Некоторые модели большегрузов системы КамАЗ еще в 1970-х годах прошлого века широко применялись Вооруженными силами нашей страны. На рубеже нулевых годов ещё больше возросли потребности Министерства обороны в таких транспортных средствах различных модификаций. Старые модели КамАЗов уже не в полной мере отвечали потребностям, а порой и вовсе не соответствовали изменившимся реалиям. Нужны были новые модификации автомобилей. Потому на предприятии была организована отдельная группа специалистов по работе с Министерством обороны. В неё вошёл и Абакар Гараевич. Последние два года работы на КамАЗе, до ухода на заслуженный отдых в 2012 году, он трудился ведущим специалистом этой группы и сыграл важную роль в снабжении Вооруженных сил страны модифицированными автомобилями различного назначения.
Бесспорно, Абакар Гараевич из плеяды самых высококлассных специалистов предприятия. Именно они обеспечили славу КамАЗу. Он ветеран завода, ветеран труда. Абакару Гараевичу присвоено высокое звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации». Живёт наш земляк с семьёй в Набережных Челнах.
Такие люди, как Абакар Гараевич Гаджимахмудов, заслужили глубокое уважение. Их жизнь и деятельность – образец для нашей молодёжи.