Пример – нашумевший и уже порядком набивший оскомину рейтинг — проект «Черновика» — «Народный Президент Дагестана». Признаюсь, на меня эта статья навевает ностальгию: в детстве мы частенько затевали игру «Кто лучше?». Выбирали пару-тройку кандидатур и уговаривали друзей-подружек отдавать им камушки. У кого их будет больше — тот победит. Очевидно, сотрудники газеты в детстве не наигрались в «выбирайки». Вот только непонятно, какое отношение имеет эта затянувшаяся корпоративная игра к общественному мнению? И почему мнение узкого круга друзей, соседей, родственников и просто знакомых «черновиковцев» приравнивается к мнению «народный»?! Именно так и раньше «зарабатывали» голоса «народные любимчики» по версии «Черновика». Что, нет? А кто докажет прозрачность этих «выборов»? Кто вообще следил за этим процессом? Если ваш рейтинг – чистой воды мнение народа, то как объяснить колючие комментарии того же народа на вашем сайте: «…Знаем мы, как Амировский рейтинг составлялся, когда его люди ходили и всех заставляли голосовать, а рейтинг АРГ в народе как раз-таки высокий, правда, некоторые горе-писатели тщательно пытаются его подпортить…».
По-видимому, наши коллеги так заигрались, что сами поверили в свою игру. Поверили и возвели ее в ранг научно обоснованной, а сами вошли в роли ярых экспертов и политологов, да так, что любой актер позавидует. Полноте, ребята! С такими темпами вы скоро свое — «черновиковское» — время придумаете и будете утверждать, что оно самое точное. Журналисты, конечно, четвертая власть, но ведь эта власть нам дана для того, чтобы направлять свое мастерство на решение существующих проблем, а не на их создание. Зачем будоражить народ?
Честно, мало понятна суть и цель проекта. Уверена, не только мне. Ясно одно — «общественное мнение» здесь выступает в роли «фигового листка». Эта самая удобная в социологии категория, содержание которой размыто до беспредела, и то и дело вызывает горячие споры. Сегодня с легкостью можно придумать любой рейтинг любой популярности и назвать его «народным». Поди-ка докажи, что это не так!
Не стану громогласно заявлять о том, что рейтинг-проект «Народный президент Дагестана» – это всего лишь возможность повысить рейтинг «Черновика». И тем более не стану принимать сторону тех, кто уверен, что таким образом журналисты газеты пытаются заработать на платных смс-голосованиях. Бред! Издание это и без того популярное, пользующееся спросом. Хотелось бы думать, что это не более чем потешки.
Что ж, потешайтесь, коллеги, придумывая новые медиапроекты — дело ваше! Вот только не стоит опускаться до уровня низкопробного шоу, в котором предлагаются смс-голосования для «пипла» с сомнительным интеллектом, который «хавает» все то, что ему преподносят на блюдечке. А главное, не относиться так серьезно к своим забавам.