Не попасть в сети
В рамках Второго интернет-форума «РИФ. Кавказ» прошла секция на тему «Интернет как инструмент психологических манипуляций «от like до вербовки», ведущей которой выступила директор по развитию ООО «Центр социально-психологической помощи», кандидат психологических наук Марина Потапова.
В форме психологической игры аудитория узнала, какие механизмы используют интернет-вербовщики, вовлекая пользователей в религиозные, криминальные, экстремистские группировки. Слушателям было предложено разделиться на 4 группы по интересам – на любителей еды, вещей и стиля, тех, кто привык достигать цели, а последняя группа делает акцент на семье, любимых людях. Подобно тому, как в соцсетях люди сами собой разделяются на сообщества в зависимости от предпочтений. Выступление каждого человека на тренинге оценивали с помощью «лайков» – полосок цветной бумаги. Таким образом в рамках игры была воссоздана модель социальной сети с ее типичными особенностями и механизмами воздействия на мнение людей.
Говорить о вербовке, экстремизме нужно не в форме скучных лекций и конференций, а в виде живой психологической игры, тренинга, считает психолог. В процессе него люди получают необходимые навыки и впоследствии могут безошибочно различить вербовщика на радикально настроенных сайтах, в группах в соцсетях и правильно среагировать на попытку психологической обработки. По словам Марины Потаповой, молодой человек с зависимым поведением – это благодатная почва для распространения экстремистских идей. Человека, обладающего той или иной зависимостью, легче ввести в заблуждение и представить радикализм в ложном свете. Как говорит психолог, вербовщик ведет себя со своей «жертвой» дружелюбно, но слишком интересуется тем, что тому нравится делать, осыпая комплиментами, он хладнокровно оценивает, что у того можно забрать: энтузиазм, энергию, физическую и интеллектуальную силу, деньги. При этом у вербовщика есть готовые ответы на все вопросы. Как правило, под его влиянием люди впадают в состояние глубокого стресса, начинают испытывать разочарование, неудовлетворенность духовных потребностей. Друг или родственник, уже вовлеченный в такую группу, приглашает на внешне безобидное мероприятие. Затем, видя, что человек заинтересовался, вербовщик дает понять, что глубоко понимает собеседника, его эмоции и чувства, всячески интересуется его жизнью и проблемами. Например, может спросить: «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?».
Марина Потапова называет несколько признаков, по которым можно узнать, что ребенок в семье подвергся влиянию вербовщика: в доме появились новые книги, молодой человек стал чаще спорить с родителями и уходить из дома, тратя большие деньги, у него появился отдельный мобильник. Однако влияние вербовщика можно предотвратить, если быть внимательнее к своим детям, наполнять их жизнь смыслом, интересными занятиями и правильными установками. Иначе, предостерегает психолог, этот пробел заполнят другие.