Не попасть в сети

A- A+

В рамках Второго интернет-форума «РИФ. Кавказ» прошла секция на тему «Интернет как инструмент психологических манипуляций «от like до вербовки», ведущей которой выступила директор по развитию ООО «Центра социально-психологической помощи», кандидат психологических наук Марина Потапова.

В форме психологической игры аудитория узнала, какие механизмы используют интернет-вербовщики, вовлекая пользователей в религиозные, криминальные, экстремистские группировки.

Аудитории было предложено разделиться на 4 группы по интересам – на любителей еды, вещей и стиля, тех, кто привык достигать цели, а последняя группа делает акцент на семье, любимых людях. Подобно тому, как в соцсетях люди сами собой разделяются на сообщества в зависимости от предпочтений. Выступление каждого человека на тренинге оценивали с помощью «лайков» — полосок цветной бумаги. Таким образом, в рамках игры была воссоздана модель социальной сети с ее типичными особенностями и механизмами воздействия на мнение людей.

Говорить о вербовке, экстремизме нужно не в форме скучных лекций и конференций, а живой психологической игры, тренинга, считает психолог. В процессе него люди получают необходимые навыки и впоследствии могут безошибочно различить вербовщика на радикально настроенных сайтах, в группах в соцсетях и правильно среагировать на попытку психологической обработки. По словам Марины Потаповой, молодой человек с зависимым поведением – это благодатная почва для распространения экстремистских идей. Человека обладающего той или иной зависимостью легче ввести в заблуждение и представить радикализм в ложном свете.

Как говорит психолог, вербовщик ведет себя со своей «жертвой» дружелюбно, но слишком интересуется тем, что тому нравится делать, а, осыпая комплиментами, он хладнокровно оценивает, что у того можно забрать – энтузиазм, энергию, физическую и интеллектуальную силу, деньги. При этом у вербовщика есть готовые ответы на все вопросы.

Как правило, под влияние вербовщиков попадают люди в состоянии глубокого стресса, испытывающие разочарование, неудовлетворенность духовных потребностей. Друг или родственник, уже вовлеченный в такую группу приглашает на внешне безобидное мероприятие. Затем, видя, что человек заинтересовался, вербовщик дает понять, что глубоко понимает собеседника, его эмоции и чувства, всячески интересуется его жизнью и проблемами. Например, может спросить: «Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?»

Марина Потапова называет несколько признаков, по которым можно узнать, что ребенок в семье подвергся влиянию вербовщика: в доме появились новые книги, молодой человек стал чаще спорить с родителями и уходить из дому, тратя большие деньги, появился отдельный мобильник. Однако влияние вербовщика можно предотвратить, если быть внимательнее к своим детям, наполнять их жизнь смыслом, интересными занятиями и правильными установками. Иначе, предостерегает психолог, этот пробел заполнят другие. 

Следите за нашими новостями в Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»