Не теряй в себе Человека!
В современных условиях обновления общественно-политических и социально-экономических условий государства порою весьма очевидно, как устами и делами недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности народов страны и республики. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали пытаются заменить духом легкомыслия и вседозволенности.
Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно предаются забвению ценности, исторически имевшие для человека значимость и смысл. Опыт старших поколений – их политические взгляды, стиль одежды, половозрастную мораль – поставили под сомнение. Поведенческие нормы подавляющего большинства молодежи день ото дня приближаются к полной вседозволенности. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.
Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмысливая и искажая ее суть, по-разному преподнося в обыденной жизни. Говорим: человек приобрел или потерял свой моральный облик. Что он приобрел или потерял? Человеческая мораль – как ее понимать? Люди с древних времен искали и нашли общий для всех способ понимания и существования на Земле. Такой способ называется человеческой моралью.
Именно она сеет в людях добро, имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, человечности.
В языках есть понятие «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присущи гуманность, человечность.
Человечность от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках народов Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность); по-даргински – «адам» (человек), адамдеш (человечность); по-лезгински – «инсан» (человек), инсанвал (человечность).
От слова «человек» у дагестанских народов образуются еще такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком. Им нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.
Говорят мудрецы
Дагестанские мудрецы, например, днем рождения человека считают день, когда он совершает свое первое в жизни доброе дело. Для того чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы морали, нравственности, чести и совести.
Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы человеческой морали. Вот что говорит по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя.
Горец клянется: человеком родился – человеком умру!
Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.
Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.
Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, дагестанцы обрывают рассказ: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».
Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке, дагестанцы замечают: «Он человек, и этот проступок ему можно простить».
Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутевом мы говорим: «Человека там нет». Об ауле, в котором порядок и мир, говорим: «Там есть человек. Человек – первая необходимость, драгоценность и великое чудо».
Идеал настоящего человека
Дагестанская мораль требует от человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.
Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Как стать совершенным, полноценным человеком? Для совершенства сначала надо укреплять здоровье, силу, ловкость, быстроту движений, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, стать бодрым и жизнерадостным. Только вот нельзя зазнаваться: нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, детей, нельзя тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.
Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», «Ум не от возраста, а от головы», «Ученье в детстве – что резьба по камню», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время, перо возьми», «Услышанное береги, время придет – пригодится», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, о людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.
Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремленность, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.
Воспитание совести
Однако главное в человеке – это его морально-этический облик. Облик – это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-людски, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.
Возникает вопрос: как это – по совести? Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: «У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудренный опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».
Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное ее достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности и не ожидая, что тот отплатит тебе. Совесть – единственное чувство, в котором нет и тени эгоизма, корысти, зависти. Там, где люди взаимодействуют по совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учебой, ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.
Народ учит
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик. Дагестанская мудрость учит: первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление. Второе – это дружба. Ее губит зависть. Третье достоинство – это совесть. Ее уничтожает жадность. Четвертое – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда. Пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность. Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками.
Вот как высмеиваются недостатки «выскочки» в народном фольклоре «Ну и парень»:
Ну и парень,
Смех и грех.
Ты – посмешище
Для всех.
Если встретишься
С джигитом,
Сходен ты
С котом побитым.
Встретится тебе герой,
Ты как мышь
Перед горой.
Только в споре
С хилой бабой
Ты могучий,
А не слабый.
Если пред тобой калека,
Ты похож
На человека.
Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя моральные качества. Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для нас практическим руководством. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.