X
09:57 06.09.2024

Не теряй в себе Человека!

Выпуск - 2024 № 132
149

В современных условиях обновления общественно-политических и социально-экономических условий государства порою весьма очевидно, как устами и делами недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности народов страны и республики. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали пытаются заменить духом легкомыслия и вседозволенности.

Мир, в котором мы сегодня живем, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно предаются забвению ценности, исторически имевшие для человека значимость и смысл. Опыт старших поколений – их политические взгляды, стиль одежды, половозрастную мораль – поставили под сомнение. Поведенческие нормы подавляющего большинства молодежи день ото дня приближаются к полной вседозволенности. Многие утратили веру, а с ней и нравственные ориентиры.

Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмысливая и искажая ее суть, по-разному преподнося в обыденной жизни. Говорим: человек приобрел или потерял свой моральный облик. Что он приобрел или потерял? Человеческая мораль – как ее понимать? Люди с древних времен искали и нашли общий для всех способ понимания и существования на Земле. Такой способ называется человеческой моралью.

Именно она сеет в людях добро, имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, человечности.

В языках есть понятие «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присущи гуманность, человечность.

Человечность от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках народов Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность); по-даргински – «адам» (человек), адамдеш (человечность); по-лезгински – «инсан» (человек), инсанвал (человечность).

От слова «человек» у дагестанских народов образуются еще такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком. Им нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.

Говорят мудрецы

Дагестанские мудрецы, например, днем рождения человека считают день, когда он совершает свое первое в жизни доброе дело. Для того чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы морали, нравственности, чести и совести.

Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы человеческой морали. Вот что говорит по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя.

t.me/mintourizmrd

Горец клянется: человеком родился – человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, дагестанцы обрывают рассказ: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке, дагестанцы замечают: «Он человек, и этот проступок ему можно простить».

Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутевом мы говорим: «Человека там нет». Об ауле, в котором порядок и мир, говорим: «Там есть человек. Человек – первая необходимость, драгоценность и великое чудо».

Идеал настоящего человека

Дагестанская мораль требует от человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.

Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Как стать совершенным, полноценным человеком? Для совершенства сначала надо укреплять здоровье, силу, ловкость, быстроту движений, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, стать бодрым и жизнерадостным. Только вот нельзя зазнаваться: нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, детей, нельзя тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.

Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», «Ум не от возраста, а от головы», «Ученье в детстве – что резьба по камню», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время, перо возьми», «Услышанное береги, время придет – пригодится», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, о людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.

Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремленность, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.

Воспитание совести

Однако главное в человеке – это его морально-этический облик. Облик – это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-людски, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.

Возникает вопрос: как это – по совести? Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: «У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудренный опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».

Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное ее достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности и не ожидая, что тот отплатит тебе. Совесть – единственное чувство, в котором нет и тени эгоизма, корысти, зависти. Там, где люди взаимодействуют по совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учебой, ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.

Народ учит

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик. Дагестанская мудрость учит: первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление. Второе – это дружба. Ее губит зависть. Третье достоинство – это совесть. Ее уничтожает жадность. Четвертое – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда. Пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность. Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками.

Вот как высмеиваются недостатки «выскочки» в народном фольклоре «Ну и парень»:

Ну и парень,
 Смех и грех.
 Ты – посмешище
 Для всех.
 Если встретишься
 С джигитом,
 Сходен ты
 С котом побитым.

Встретится тебе герой,
 Ты как мышь
 Перед горой.
 Только в споре
 С хилой бабой
 Ты могучий,
 А не слабый.
 Если пред тобой калека,
 Ты похож
 На человека.

Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя моральные качества. Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для нас практическим руководством. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.

Статьи из «Общество»

Адвокаты на смену юристам

4
В последнее время все чаще встречаются случаи, когда излишне доверчивые люди страдают от рук псевдоюристов. Люди хотят сэкономить на юридических услугах и...

Служили Родине

14
Каждый юбилей Победы вновь пробуждает нашу память о героическом прошлом страны, фантомной...

Пока свое не вернем…

4
Удивительное это дело – взятка. Она, как известно, существовала еще со времен фараонов,...

Время, когда закалялась душа

2
Жизненный путь этого человека – отражение истории нашей страны. На фронте он был буквально с...

По закону и по совести

24
Во все времена замечено: когда страна переживает трудные дни, потребность обращаться к...

Не только для парадов

9
У России два верных союзника – армия и флот, гласит известный афоризм. Российский военный...

Малолетние живодёры

13
В одном из многоквартирных домов по улице Азиза Алиева в Махачкале произошло шокирующее событие: двое братьев 12 и 13 лет, затащив в подъезд беспризорного котёнка,...

Не меркнет в веках слава

11
Тема «Победа советского народа в Великой Отечественной войне» обширная. По ней опубликовано...

Осторожно: VPN

19
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли закон, которым вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части...

Живые уроки патриотизма

13
Уже более семи лет при Центральной библиотеке им. Ф. Алиевой (Каспийск) работает клуб...