Небо стало их судьбой
День воздушного флота, более известный в народе как День авиации, который празднуется в третье воскресенье августа, будет широко отмечаться всеми причастными к авиационной профессии – от тех, кто поднимает в небо небольшие самолеты и авиалайнеры, до технического персонала и работников авиационной инфраструктуры. В этот день отдается дань уважения всем, кто связал свою судьбу с небом, – гражданским и военным летчикам и ветеранам авиации.
День воздушного флота России вместе во всей страной отмечают и авиаторы Дагестана. Нынешние вспоминают о своих товарищах, проложивших путь в небо. Напомним о летчиках-дагестанцах, которые прославились своими подвигами на всю страну. Среди них участники Великой Отечественной войны: дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, именем которого назван Махачкалинский аэропорт, Герои Советского Союза Александр Ситковский, Владимир Громаковский, Леонид Гальченко, Валентин Эмиров, Юсуп Акаев, Владимир Бараненко.
Пионерами развития гражданской авиации в Дагестане были Борис Лавров, Иван Тарелкин, Аркадий Назаревич, Абрам Дзантиев, Эльдар Нуриев, Абдусалим Арсланбеков. Они и их товарищи-авиаторы первыми в Дагестане в середине прошлого века начали летать на горных транспортных и пассажирских маршрутах на самолетах Ан-2. Надо сказать, что полёты в горах Дагестана считались сложными и опасными, от летчиков требовались незаурядное мастерство пилота и серьезная штурманская подготовка. Несмотря на это, сеть полетов здесь была наиболее насыщенной в стране. Прошедшие суровую школу полётов в горах Камиль Моллаев, Идрис Магомедов, Али Алиев, Руслан Нуриев и многие другие затем осваивали авиатрассы по всей стране и в мире на Ан-24, авиалайнерах Ту-134 и Ту-154.
Со многими авиаторами можно было бы пообщаться, расспросить об их пути в авиации, ведь, несомненно, каждый из них может рассказать много интересного. Но нашим собеседником в силу случая оказался ветеран гражданской авиации Али Магомедович АЛИЕВ (на снимке) – пилот первого класса, заслуженный работник транспорта РД.
В Махачкалинский авиаотряд уроженец Новолакского района Дагестана пришел после окончания в 1971 году Кременчугского лётного училища гражданской авиации. Летал на Ан-2, Ан-24, затем на Ту-134, Ту-154, то есть освоил все самолеты, состоявшие на вооружении махачкалинского авиапредприятия. После окончания Академии гражданской авиации, продолжая летать, занимал руководящие должности на авиапредприятии, был пилотом-инструктором и наставником. За 41 год летной деятельности Али Алиев налетал более 16 тысяч часов, за штурвал новых магистральных самолётов ТУ-154 сел в числе первых дагестанских летчиков. Высокогорные родительские села Хосрех и Кули видел как на ладони с высоты орлиного полета, пролетая по международным маршрутам в Грузию, Турцию, Египет и Германию. Его летная биография – достойный пример для подражания молодым летчикам.
Выше вопросов безопасности при перевозке людей нет ничего, говорит Али Магомедович. Любое летное происшествие становится поводом для еще большего ужесточения требований и так к очень ответственной работе. Форс-мажорные ситуации в столь долгой авиационной деятельности, конечно же, случались. Ветеран вспомнил те, что произошли в самом начале летной карьеры и в конце. В 1971 году у «кукурузника» Ан-2 при рулении после посадки отказали тормоза из-за лопнувшей трубки в пневматической системе. Ни он, тогда еще только второй пилот, ни командир экипажа не имели достаточной квалификации для полетов в горах, но бежавший по полю самолет удалось остановить, все завершилось благополучно, и летного происшествия не произошло. Много лет спустя, когда Алиев летал уже в качестве командира Ту-154, похожий случай произошел в воздухе. При подготовке к посадке бортинженер экипажа доложил, что исчезло давление в гидравлической системе. Это означало, что после приземления торможение колесами (шасси) будет отсутствовать. Оставалось уповать только на обратную тягу двигателя (реверс) и мастерство управления самолетом. Диспетчер на земле разрешил садиться в самом начале взлетно-посадочной полосы, аварийные службы аэропорта (пожарная, скорая помощь) были приведены в боевую готовность. Но воздушные тормоза сработали нормально, самолет после пробега за пределы ВПП не выкатился.
В подтверждение крайней опасности ситуации можно привести пример, когда аварийно севший 4 декабря 2010 года в подмосковном Домодедове дагестанский авиалайнер Ту-154 выкатился за пределы ВПП, что закончилось авиационной катастрофой.
Не будем забывать и о летчиках-спортсменах. В период 60–80-х годов прошлого столетия в республике были подготовлены десятки мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по авиационным видам спорта, которые добились высоких результатов и стали чемпионами и призёрами чемпионатов РСФСР, СССР, Европы, мира и других международных соревнований. Среди них рекордсмен СССР и мира парашютист Наби Аминтаев, рекордсменка СССР и мира по парашютному спорту Аминат Султанова, чемпион Вооружённых Сил СССР по парашютному спорту Сергей Абдуразаков. Бывший военный лётчик Касум Нажмудинов, в 60-х годах руководивший махачкалинским аэроклубом, был приглашён на должность главного тренера сборной команды СССР по самолётному спорту, в результате чего в течение последующих 30 лет Советский Союз стал считаться законодателем и основным игроком в самолётном спорте во всём мире. Члены советской сборной команды – воспитанники Махачкалинского аэроклуба Любовь Немкова (Морохова) и Галина Лунина стали чемпионами мира, а Муслим Гасанов – абсолютным чемпионом СССР, призёром чемпионатов Европы и мира по высшему пилотажу. Дмитрий Самохвалов, с 2013 года входящий в основной состав сборной команды России, в 2021 году на XIV чемпионате мира по самолётному спорту в Польше, будучи действующим чемпионом Европы по самолётному спорту, также стал и абсолютным чемпионом мира, завоевав сразу 5 золотых медалей. Российская команда тогда выиграла все золотые медали этого чемпионата. Все они авиаторы, и сегодня их день.
87
7:41 19.08.22
Статьи по тегам
-
День воздушного флота России – профессиональный праздник лётчиков, инженерно-технического и...
14
8:17 18.08.23
-
Росавиация продлила ограничения полётов в южную и центральную Россию →
20
11:33 11.11.22
-
Национальный проект «Производительность труда» работает для повышения конкурентоспособности российских...
73
10:32 09.11.22
-
Сегодня разговор пойдет не о современном и великолепном международном аэропорте «Махачкала», речь о нем шла...
44
7:37 19.08.22
-
Аэропорт Махачкалы, несмотря на неблагоприятные для отрасли факторы на международном рынке, продолжает...
72
10:36 11.08.22
-
Возобновляются авиарейсы между Махачкалой и Баку →
134
16:03 31.05.22
Статьи из рубрики «Общество»
-
Коронавирус
С началом эпидсезона ожидаемо напомнили о себе разного рода инфекции. Не знаю, как у вас, уважаемые читатели,...
9
19 часов назад
-
Муниципалитеты
Население самого северного муниципалитета Дагестана – Южно-Сухокумска, основанного в 1958 году работниками...
10
20 часов назад
-
Муниципалитеты
В начале сентября в Южно-Сухокумске масштабно отпраздновали 65-летний юбилей города. Неслучайно праздник...
11
20 часов назад
-
Источник воспитания патриотов →
В современных условиях небывалого осложнения международных, межнациональных и межгосударственных...
9
20 часов назад
-
Колесо
Госавтоинспекция нам поможет →
Главный автоинспектор Дагестана Александр Шалагин обратил внимание на публикацию «Дагправды» под...
16
20 часов назад
-
Колесо
Новый сервис ОСАГО по урегулированию убытков, запущенный на Госуслугах, позволит подать заявление в...
8
20 часов назад